Мы все привыкли слышать фразу: «Нам нужны люди, ориентированные на результат, нам не нужны процессники». Это звучит при найме сотрудников, в требованиях к кандидатам, в постановках оперативных задач. Фраза настолько прочно вошла в оборот, что мало кто задумывается – а так ли это хорошо, быть «результатником»? Лично мои наблюдения говорят о том, что это не всегда верно. И вот почему.
Во-первых, «результатники» - это больше предприниматели, интеграторы, но в меньшей степени «делатели», если вспомнить модель Адизеса. Соответственно, кто-то должен что-то делать ручками, чтобы было что предпринимать и интегрировать. Большинство талантливых художников, музыкантов, писателей, математиков, инженеров и других людей, занятых в профессиях, где приняты глубокое погружение в предмет, хороший уровень абстракции, творческий подход, любовь к полученному результату – изначально именно «процессники», их воротит от постановки целей в терминах результатов, они очень неохотно и тяжело укладываются в это прокрустово ложе.Их больше всегда интересовала атмосфера, в которой они работают, чувство драйва, вдохновение, стремление изменить мир. Согласитесь – плохо подходит под определение SMART? Да, многие из великих смогли заставить себя научиться «закрывать сделки» и стали еще круче. А многие – нет, но при этом оставили свои шедевры, которые не стали от этого менее великими. Тот же Джобс (да простят мне то что и я не удержался и упомянул его), был еще тем перфекционистом.
Во-вторых, все системы менеджмента качества построены на одном принципе: хорошо выполненный правильный процесс дает гарантировано хороший результат. Т.е. не стоит недооценивать это условие результата. Он ведь не берется ниоткуда? Т.е. все же концентрация на процессе нужна, одного взгляда в будущий результат недостаточно. Чем отличаются профи от наивных дилетантов-мечтателей? Первые знают пошаговую последовательность действий и нюансы выполнения процесса, вторые видят только цель. Первые знают цену результата, вторые готовы к бесчисленным компромиссам и низкой цене за свою работу. Первые осваивают космос, а вторые делают одноразовые товары, брак и сливают бюджеты в помойку.
В третьих, декларируя при найме работу на результат, очень часто нанятых сотрудников сажают именно на процессные задачи, типа «отсюда и до вечера». Не верите? Спросите своего босса, готов ли он отпустить вас из офиса на 100% свободный график, а платить только за полученный результат.
В четвертых, постоянное давление в виде обязательного результата часто становится причиной стресса и «комплекса отличника». Об этом - чуть подробнее.
С тех пор, как были придуманы KPI, человечество придумало тысячи способов выполнять показатели, не решая своих задач по сути. На этом феномене сдулась не одна сотня бизнесов, а в «левые» карманы ушли сотни миллиардов долларов. И тем не менее, мантра «нам нужны результаты» продолжает звучать. Может быть дело в том, что результаты не верно определяются, при постановке KPI? Возможно.
Лично я считаю, что любые модели, описывающие явления и процессы не могут охватить и заменить их полностью. А KPI и все системы управления по результатам – это модели. Причем, зачастую, не очень качественные.
Парадокс в том, что человек, искренне любящий свое дело, тот кто может часами, днями, годами шлифовать свой продукт, свое мастерство оказывается в этой ситуации ближе к истинным целям и получает лучший результат.
Более того, согласно закону Йеркса-Додсона, такой процессник не подвержен повышенному чувству тревоги, его не очень интересует дэдлайн, он весь в деталях своего творчества и на пике производительности.
Давайте посмотрим, как это работает на примере продажников.
По количеству негатива, выпадающего на их голову, продажники могут сравнится, неверное, только с сотрудниками службы, отвечающей за урегулирование претензий. Если конечно, речь не идет о компании, где шеф – Дракула и он не начинает утро с рассаживания всех сотрудников на колья, не взирая на отделы и должности . Многие сэйлы (особенно из активных продаж) сидят на сильной «наркоте» постоянных тренингов и психологических курсов, и все равно, периодически «горят». Страх получить отказ, не выполнить план, проиграть в гонке постепенно формируют устойчивую защитную реакцию, которая вызывает апатию или отвращение к профессии, в целом.
Таких сотрудников принято выбрасывать на помойку. Они – отработанный материал. Компании так решают эту проблему. А что делать людям? Им хочется еще как-то пожить…
Удивительно, но в этом случае, отлично помогает фокусирование на процессе. Т.е., если продажник начинает изучать своего клиента, нюансы его поведения, настроения, его мотивы, проблемы, а затем искренне обсуждать с ним варианты решений, этот процесс увлекает и дает потрясающие результаты.
Во-первых, это интересно и действительно способно зажечь даже потухшего человека. Это как игра, как увлекательное исследование. И в ней можно ошибаться и за это ничего не будет. Только нужно забыть на какое-то время про план.
А во-вторых, это делает продажи. Причем хорошие, без стрессов, отказов, претензий, чистый win-win. Кто смелый попробовать?
Не то чтобы я был против работы на результат. Даже наоборот – я активно за. Но мантру повторять за всеми не буду.
Превосходная статья, Евгений! Согласен с вами по всем пунктам!
Ответить Оцените коммент:Похоже, вы, Евгений, очень ясно выразили то, к чему порой идёшь годами, а иногда и не приходишь вовсе. Я как узнала про это разделение много лет назад, тут же стала "результатником". Не буду описывать все перипетии. Слава богу, чистым процессником я не стала.
Позволю вывести свой вывод из вашей статьи: важна ГАРМОНИЯ! Так, теперь я чётко определяю результат, пишу его на бумаге. Но потом просто окунаюсь с головой в работу. И "плаваю, парю" в неком бытийстве, где вся работа стихийно переплетена. Время от времени - выныриваю. И опаньки: на 90-95% всё сделано, а остатки легко добить.
Но первично я осталась результатником: то есть сначала мне надо "помыслить" результат. Но потом лучше уж, конечно, наслаждаться процессом. Это как в аналогии с сексом - все знают, чем он может закончиться, но глупо стремиться к оргазму с первой минуты, не насладившись сполна (бывают, конечно, разные случаи :)).
Ответить Оцените коммент:Спасибо за ваши комментарии и оценки! Sreda, про секс это 5! :)
Ответить Оцените коммент:Очень интересно, спасибо, как-то не задумывалась ранее даже о таком делении!
Ответить Оцените коммент:Надо же, я процессник :)
Ответить Оцените коммент:Вот бы не подумал. Но я получается чистый процессник.
Ответить Оцените коммент:Спасибо всем читателям, комментаторам, а также организаторам конкурса и жюри! Эта статья - в тройке победителей в конкурсе авторов samsebegu.ru
Ответить Оцените коммент:Чертовски приятно :)
Очень дельная статья. У нас в продажах именно так дело и обстоит. На самом деле, люди даже не задумываются о значении всех этих слов, просто повторяют привычные лозунги.
Ответить Оцените коммент:С этой точки зрения жизнь - процесс, а результат - смерть. Тогда я 100%-й процессник :) А если серьезно, то и то, и другое пытаюсь совмещать...
Ответить Оцените коммент:Без процесса не будет и результата! "Люди нацеленные на результат" наверно, также актуальны у работодателей, как и "люди с опытом работы". Понятно, что у человека есть некий опыт работы и знания, но ему все равно придется изучать новую информацию и реалии той фирмы, в которую он устраивается.
Ответить Оцените коммент:Напомнило тезис о том, что жить нужно здесь и сейчас, а не ждать призрачного счастья, к которому идти и идти. В принципе, то же самое - путь к счастью есть процесс, а счастье - результат.
Ответить Оцените коммент:Читаю Вашу статью, имея уже опыт в работе с определением типа личности человека, и хочу сказать, что разделение на "процессников" и "результатников" реально. И мудрый руководитель посадит каждого на своё место, а не будет требовать от человека невозможного.
И Вы правы, с возрастом и опытом мы всё-таки должны приходить к гармонии и развиваться (или делегировать то, что сами не умеем/ не любим делать). Иначе будем сидеть без вознаграждения при жизни)))
Ответить Оцените коммент:Грамотный руководитель знает как сочетать в своем коллективе и результатников, и процессников.
Ответить Оцените коммент:Генерировать идеи не каждый сможет. Грамотные исполнители, это чуть ли не 90% успеха. Кроме того решать задачи не менее интересно, чем их ставить.
Ответить Оцените коммент:Я также вот когда-то добивалась сильно хороших результатов, и у меня воспитался комплекс отличницы. А может, он у меня от рождения. И меня, главное, он устраивает.
Ответить Оцените коммент:а процесс не зависит от результата? Скажем если результат в принципе не подразумевается, и процесс может продолжаться до бесконечности
Ответить Оцените коммент:ситуаций конечно много, но в целом, делая что-то полезнее сосредоточиться на самом процессе делания. а для того чтобы думать о целях, нужно "выныривать" в поле стратегий
Ответить Оцените коммент: