Как быть с личными границами на работе и что делать, если их нарушают Ваши начальники?За последние годы мне всё чаще и чаще приходится слышать этот вопрос от тех, кто является чистым исполнителем, так и от самих руководителей, особенно менеджеров второй и третьей линейки. Поэтому решил высказаться один раз для всех. Возможно и вам эти идеи окажутся полезными.

Мой трудовой стаж уже далеко перевалил 30 летний рубеж и большую часть этой жизни я проработал начальником - сначала маленьким, потом побольше, потом очень большим, и моё отношение постепенно и неустанно трансформировалось как к роли подчиненного, так и роли руководителя. И я хочу дать несколько советов о том, как вести себя, если вы попали под гнет своего начальника.
Я наверняка мог бы написать толстенный фолиант, описывая и иллюстрируя различные ситуации, с которыми приходилось сталкиваться, и ошибки, которые совершал я сам и/или окружавшие меня коллеги. Но хочется сэкономить время и быстро загрузить вас (тех, кому это важно, конечно) конкретной пользой. Если не хватит подробностей, спросите, расширим и углубим. А пока главное.
Тезис 1.Никто не совершенен.Общаться нужно учиться, особенно учиться нужно коммуникациям в трудовой роли. На работе мы работаем, но не только. Побочка такова: мы все реализуемся и границы каждый устанавливает сам. Цену назначает культура (организационная, корпоративная и даже личная - каждого, кто оказался рядом), с которой вы столкнулись или в которой оказались, но выбор всегда остается за вами.Культура, принятая в среде, определяет рамки дозволенного или неприемлемого.Она же формирует основы уважения и/или подавления сотрудников, доверия и/или стремления к тотальному контролю. Почему стремления - потому, что это утопия. И уж точно не рационально.
Тезис 2. Погоны можно получить, а уважение нужно заслужить. Именно такую замечательную рекомендацию получил я в начале своего управленческого пути, но не всем везёт, как мне. Слабые руководители пытаются руководить через насилие. Они применяют повышенные тона и ненормативную лексику, проявляют нетерпимость, прикрывая им собственную неуверенность и страх. И, чаще всего, они ищут слабые места в психике своих подчиненных для того, чтобы начать процесс подавления и подчинения. Но если они сталкиваются с тем, кто их не боится, они либо отстают от такого человека, либо стараются от таких «проблемных» подчиненных избавиться. И не всегда это плохо. Можно получить и повышение.
Тезис 3. Аксиома проверенная жизнью – относитесь к другим так же, как вы бы хотели, чтобы относились и к вам.Поступайте так же, как хотели бы чтоб поступали с вами. Не смотря на кажущуюся простоту рекомендации и её известность, далеко не всегда мы этого правила придерживаемся. Поэтому когда накрывает обида за несправедливость или резкость начальника или его неуважительный тон, вспомните, что мы все зеркалим друг друга. Улыбка в ответ на раздражение, или сообщение о том, что вы ничего не понимаете, если на вас лично орут, может сильно изменить поведение вашего начальника, если его цель просто поорать.
Тезис 4. Начальник всегда прав - это не так. И умный начальник умеет признавать свою неправоту. Но ваш-то не из таких, поэтому будьте умнее. Умнее - это не значит, что вам нужно пойти против себя самого и подчиниться его любым требованиям. Помните, есть закон и есть ещё масса всевозможных инструментов регулирования отношений в правовом поле.
Тезис 5. Не позволяйте никому и никогда нарушать ваши личные границы. И сами не нарушайте чужие. Людей с принципами могут не любить, но всегда уважают и опасаются.
Тезис 6. Не бойтесь отстаивать свои права, вы здесь лишь работаете. Если эта территория токсичная, а культура не цивилизованная, начальник самодур и защитить вас никто не может – что вы здесь до сих пор делаете? Уходите и уходите достойно.
Тезис 7. Уходите с уважением к себе, это очень важно.Можете оставить свой фидбек начальнику, написать вышестоящему директору о причинах своего ухода и открыть глаза на непродуктивные подходы к управлению в компании. А ещё возможно обратиться в трудовую инспекцию и/или прокуратуру, если у вас есть собранные материалы и основания для этого. В любом случае, только вы сами можете решить – отстаивать свои интересы в суде или всех простить. Здесь главное – не бояться! Не бойтесь прослыть скандалистом и сутяжником, ведь тот, кто умеет постоять за себя, не задира, а как раз наоборот. Умные поймут, а на дураков плевать. Вот такой должна быть ваша позиция, на мой взгляд. Вы уйдете с поднятой головой и чувством собственного достоинства, а это уже не мало.
P.S.Отработав большую часть жизни директором по персоналу, я хочу поделиться, опираясь на свой богатый опыт: уважение и самоуважение - две стороны одной медали и мир - не только система компромиссов, это всегда и система границ.
P.P.S.Мнение автора не является единственно верным, в комментариях можно высказываться о собственной позиции, задавать вопросы, но очень прошу помнить – про уважение и границы.

Тэги: коммуникации конфликты работа советы по работе общение

Оцените статью:
1

0|+1