Экипаж Летающей Cандали
- Прошу Вас. Я настаиваю.
Мне туда же.
Великое изобретение, не так ли?
Нажал кнопку, и через пару минут виден весь город.
И разгоняется за секунды. Аж в ботинки вжимает..
- Да, пожалуй. Быстро и удобно.
- Простите, а Вы случайно не... Господин Ботин? Вы так на него похоже!
- Да, он и есть.
- Послушайте..
Не могу поверить.. Только представьте!
Мне на днях как раз приснился сон, где я жму Вам руку в лифте!
И предлагаю идею - нечто новое, сногшибательный план по сшибанию с ног!
Вы же занимаетесь иновациями в сфере обуви, не так ли?
Как я рад вам пожать руку в реальности, Господин Ботин!
- Очень приятно, Мистер ...
- Холмс.
- Что ж, Мистер Холмс, идея, говорите? Даже интересно. Вы ее помните? У нас еще целых 30 секунд.
- Хмм.. Раз вы спросили..
- 1 ... 2 ... 3 ... 20.
- И это все?
Мистер Холмс.
Вы еще кому нибудь это рассказывали?
- Нет. Еще нет, сэр.
- Тогда зайдемте в мой кабинет. Мы как раз на нужном этаже.
Вы предпочитаете...
Коньяк какой страны в это время суток вы предпочитаете?
Шутка. У нас ведь сухой закон ;)
- Маргарита, никого не пускай, а нам гречекий кофе с начинкой для ВИП гостей!
Суть
Уж не помню кто заметил.
Чем короче публичная речь, тем дольше и тчательнее к ней готовиться.
И он был прав.
*
Старожил, однако!
Презентация лифта.
Ей скоро 100 лет!
Но история начинается еще раньше.
Примерно на 2000+ лет.
*
Всем известно понятие лаконичности.
Корень слова произошёл от названия Лаконии - региона Древней Греции, в котором находится город Спарта.
- Сократ, я только что со Спарты, они там все чекнутые какие-то, говорят словами, а не предложениями..
- Да, они такие. Когда беседуешь со спартанцем, он может неожиданно поразить простотой суждений. Как умелый стрелок он может вдруг продемонстрировать острую фразу, которую можно услышать, беседуя с малоразвитым ребёнком..
- И что дальше? Как с ними общаться?
- Стиль жизни спартанцев отражается в стиле речи. Суть и только суть.
Презентация лифта
В 20 веке эстафету переняли американцы.
По сути, презентация лифта - лаконичная публичная речь.
Цель которой - вызвать интерес занятого человека к вашей идее или, хотя бы, к дальнейшей беседе.
Обычно это потенциальный инвестор, о котором у вас есть данные или даже рекоммендации.
Но слушатель(/-и) находятся в лифте небоскреба.
И волей-неволей слушают пару минут, пока едут.
Заинтересованные презентеры порой ждали своих слушателей часами.
А когда те входили в лифт, заходили вместе.
Правила
- Краткость. Сестра таланта (ft Чехов)
У вас максимум 1-2 минуты, пока лифт поднимается.
Вы в закрытом пространстве, и вряд ли сосед по нему остановит лифт и убежит.
Выслушает. Никуда не денется. Пользуйтесь шансом.
- Доступность
Речь должна быть понятная даже ребенку.
У собеседника просто нет ресурсов (сосредоточения, время, духовных сил и тп) разбираться в сложных схемах и системах.
Суть и только суть.
- Леди Польза
Если это инвестор, презентация должна показать ему Леди Прибыльность во всей красе. И вызвать ее сестру Леди Жадность.
Ваш продукт должен соблазнить их обоих одновременно.
Инвестор и так размножает деньги, а ваша идея должна повесить Золотую Морковь ему прямо перед носом.
Если это клиент в более общем смысле, тогда - Леди Польза.
Польза ему в его сфере деятельности или поисков.
- Оригнальность и вдохновение
Нужно ответить на все незаданные вопросы и сделать это максимально выпукло.
Излучение вдохновения и страсти - обязательно.
У вас шанс вдохновить другого лишь в том случае, если это вдохновляет вас.
Возгорите от страсти иметь ваш продукт прямо в лифте.
Подготовка
- Вопросы
Презентация, кроме информации о вас, должна ответить на 3 основных вопроса:
* Идея и актуальность (обзор ситуации, какие проблемы решаем)
* Какой продукт предлагаем (суть, свойства, способы решения проблем)
* Отличия и преимущества (продукта, перед конкурентами или др.решениями)
- Уникальность и польза
Опишите ваш бизнес или продукт в 1-3 предложениях.
Уникальность вашего бизнеса и/или решения.
Какую пользу это приносит другим.
- Тесты
Тестируйте на друзьях и/или знакомых.
Которые смогли бы вжиться в такую тренировку и честно реагировать в виде отзывов.
Важно отметить скучные места и заменить волнующими.
Важно появление желания задать вопросы в конце.
Исполнение
- Адаптация к ситуации
В лифте подружитесь или познакомьтесь.
Заговорите.
Наблюдайте.
Вслушайтесь.
Может оказаться, что у собеседника как раз те проблемы, которые вы решаете.
Реагируйте, предлагайте решение.
В форме подготовленной презентации.
- Открытость
Тестируйте, пробуйте.
Перед друзьями и не только.
Сделав тест раз... 20 (100?)
Вы заметите и выберете (личные) рабочие фишки.
Отсеите полову от зерна.
Тренировка
Принципы презентации лифта можно применить и для упражнения, составляя продающие тексты под целевую аудиторию.
- Конверсия
У длинных продающиех простыней она становится все меньше.
Продается скорее из-за брэнда автора, фанов подписной базы и тп факторов.
Люди не хотят сосредотачиваться надолго, их отвлекает все большее число раздражителей.
- Ресурсы
Короткое письмо легче тестировать. Меньше переделывать.
- Масштабируемость
Выработав свой стиль вы можете легче это перенести в другие продукты.
Если
- Мам, помнишь, папа хотел взять Спарту? Мне Сократ рассказывал. Папа умер вскоре после моего рождения. Но ты-то помнишь? Он подвел тогда войско к стенам Спарты и направил им послание. Что он написал?
- Саш, наизусть я не помню. Но осталась копия, которую переписали. Раз уж мы в библиотеке, вон тот свиток. Читай вслух, мне тоже интересно.
- «Я покорил всю Грецию,
у меня самое лучшее в мире войско.
Сдавайтесь, потому что
если я захвачу Спарту силой,
если я сломаю её ворота,
если я пробью таранами её стены,
то беспощадно уничтожу всё население
и сровняю город с землёй!».
- И что они ответили?
- Ответили? По моему, ничего. Хотя, нет, есть свиток. Вот, держи.
- Что-то пусто.. Аннет. Что-то написано.
- Прочти.
- «Если».
- И это все?!.. О Великий Зевс, невероятно! Как же прав был Сократ!
- И что было дальше?
- Что, что. Филипп II, твой отец, обходил Спарту в своих походах. И тебе советую.
P.S.
Волка ноги кормят.
Инфобизнесмена кормят «ноги в голове», особенно если в летающих сандалях.
Ноги кормят, если в летающих сандалях.
Кормят, если летают.
Кормят, если.
(с) Паша Холмс
Своеобразный стиль текста статьи, но всё же мне понравилось.
Ответить Оцените коммент:Есть умные мысли.
Местами даже очень.
Буду заглядывать, спасибо..
Здравствуйте, Павел!
Рад видеть вас на "Сам Себе Гуру". Отличная статья, замечательный авторский стиль изложения! Спасибо!
Ответить Оцените коммент:Классная статья!
Ответить Оцените коммент:Спасибо ВАМ, дорогие!
За отзывы,
за возможность,
за то, что вы есть.
Вот и А.
Ответить Оцените коммент:Что ж, придеться говорить Б.
Все дела в сторону, начинаю заполнять свой блог.
Взрыва не ожидайте, но ком наращивать буду
На то и ком.
:)
Павел, шикарно! Читая вас, получаешь, кроме всего прочего, еще и эстетическое удовольствие! ))
Ответить Оцените коммент:И мне понравилось. Хоть я не уверена, что мне придется когда-то в жизни за 30 секунд кому-то что-то презентовать (разве, что себя и безмолвно )))
Ответить Оцените коммент:Отличная статья. Думаю продолжением должно стать, как научиться выражать свои мысли кратко и по делу. В статье конечно есть рекомендации, но ведь наверняка есть какие-то методики и инструменты?
Ответить Оцените коммент:Друзья,
спасибо за обратную связь.
Да, думал о версиях продолжения.
Ответить Оцените коммент:Но это уже книга или треннинг :)
А что, идея!
С трудом поспеваю за ходом Ваших мыслей...
Ответить Оцените коммент:Но очень нравится Вас читать, спасибо за интересную идею!
Вот так бы учебники по истории писали... Краткий анонс сути и правдиво изложенное событие... Как макетинговый ход не очень скоро но потестирую.
Ответить Оцените коммент:Позволю себе дополнить:
Ответить Оцените коммент:1) "Elevator pitch" он же "elevator speech" в стартаперской среде обычно не переводят. Это устойчивое выражение. Если все же переводить, то это будет что-то типа "презентация в лифте" или "лифтовая презентация", но точно не "презентация лифта".
2) В реальной жизни никто не ждет инвесторов поджидая часами возле лифта. Это просто метафора. Elevator pitch - это презентация, которая обычно проходит на различных стартаперских мероприятиях и инвестиционных форумах. Приглашенные лидеры стартапов должны в зависимости от регламента за 1, 3, 5, 10 и т.д. мин. рассказать публично о своем проекте. Если вам удалось вызвать интерес - у вас больше шансов пробиться "к телу" инвестора.
3) Уникальность вашей идеи мало кого волнует. Вы можете иметь успех и в том случае, если ваша бизнес-модель уже проверена рынком и есть примеры аналогичных успешных бизнесов.
4) Даже для одноминутного питча к основным вопросам также относятся:
- на какой рынок ориентирован ваш продукт
- почему сейчас для этого подходящее время
- как именно вы собираетесь реализовать свою идею
Позволюсь отписаться :)
В дополнениях полнота.
1) В стартаперской среде - быть может.
Но, смотря, еще, в которой из них.
Напр., в моей стране и на туземском языке, звучит именно так, как в заголовоке статьи.
2) Смотря, какая/чья трактовка реальности имеется в виду.
Если 21 век, то да, есть инструменты по-эффективней.
Но, и.
Заметьте, в статье один из акцентов - история и времена сухого закона в США.
Если верить истории, ТОГДА - именно ждали, именно у лифта.
Не знаю вашего опыта в стартапах, не могу судить.
Мой опыт говорит, что опасность (что идею тяпнут) идет НЕ со стороны инвестора.
А со стороны конкурентов-претендентов-участников стартаповских тусовок.
Поэтому, ТЕРТОМУ прелегенту (параноику?), при условии гениальной идеи, вместо распыления 360, иногда оптимальней стрелять в 10:
а) обходить публичные туссовки стороной;
б) выходить к инвестору напрямую; лифт? почему бы и нет :)
3) Смотря, какой этап интересует инвесторов.
Если речь о стартапах и пасущихся на них венчуристах, то да, ихний предел - намыленный вход-рост-выход, с выстрелом 1/10.
Для инвесторов в более общем смысле, необязательно.
4) Да, такие моменты, в большинстве случаев, дополняют.
Хотя, иногда это уже детали для экспертов инвестора.
А иногда полезны не в каждой ситуации, культуре страны, характере инвестора, структуре/последовательности презентации.
Вас могут просто остановить в половине презентации, поняв суть и передав экспертам.
5) Задумка статьи была в..
Трансляции принципа лаконичности в купе с очевидностью, в применении к текстам лэндингов и тп.
Правда, акценты сложились не совсем по плану, но чего не случается.
То, что прочитали и даже дополнили, показывает, что время потрачено не зря.
Спасибо.
Возможно, продолжу тему.
Ответить Оцените коммент:Как только.
Я упоминал об этой теме в своём руководстве по созданию личного бренда
Ответить Оцените коммент:Коротко и по делу. Хорошо поданный материал, читается легко и быстро, и что самое главное - понятно и доступно.
Ответить Оцените коммент:Сам неоднократно применял данный способ, когда работал менеджером по продажам, но на тот момент абсолютно не знал о таком методе, применял его как-то интуитивно. Прочитав статью, нашел для себя полезные идеи. Спасибо.
Всё правильно. Для меня - если человек делает долгое вступление, украшает речь витиеватыми фразами, отвлекается на ненужные примеры и т.д. - уже признак, что доверять ему не стоит.
Ответить Оцените коммент:Умение кратко и при этом грамотно излагать своим мысли и идеи присуще далеко не всем, но, думаю, стоит к этому стремиться.
Ответить Оцените коммент:Не сразу поняла суть ответа спартанцев :) Понимать краткую речь, наверное, тоже надо учиться.
Ответить Оцените коммент:Изложено очень интересно и одновременно непривычно, но понятно,мне однозначно понравилось.
Ответить Оцените коммент:До чего только люди ни додумаются! Когда надо. А что? Когда мне надо, я ночами не сплю и думаю: как добиться того, чего мне надо.
Ответить Оцените коммент:Говорить по этому вопросу можно долго.
Ответить Оцените коммент:Извините, что я Вас прерываю, но, по-моему, есть другой путь решения вопроса.
Ответить Оцените коммент:Супер просто супер
Ответить Оцените коммент: