Случилась у одного моего клиента ситуация, в общем то обычная с точки зрения её фактуры, но как всегда индивидуальная, а по мнению клиента само собой разумеется –уникальная. Суть самой ситуации описывать не буду, потому что это в данном случае не важно. Важно здесь то, что она заставила меня задуматься и структурировать своё отношение к происходящему. Так бывает в жизни достаточно часто, если ты занимаешься управленческим консалтингом, хороший консультант всегда понимает типологию событий и соответственно уже предполагает по крайней мере несколько возможных исходов любой истории которая попадает в его личную коллекцию опыта.
Но обо всём по порядку. Когда с нами случаются совершенно новые ситуации, то мы совершенно не знаем, что в таких случаях делать и как себя правильно вести, это странное тревожное состояние знакомо практически каждому.
Выход из него всегда есть: либо начать проходить этот путь с самого начала и учиться на собственных ошибках, либо существенно сэкономить на этой части пути, сберечь собственные ресурсы и охранив собственные нервы отсечь уже известные кем-то пройденные до вас исходы. В таком случае надо позвать кого-то в качестве консультанта, который, если он конечно соответствует этой роли, не обязательно даст вам правильное решение, но точно предупредит вас от определённого количества типовых ошибок. Кажется, со стороны банально простым и понятным, что надо учитывать чужие ошибки, но не так всё банально в жизни, не так ли?
Однако чаще мы учимся всё же на собственных ошибках, или же мы просто раздосадовано сожалеем о произошедшем, виним обстоятельства или клянём судьбу, но вот учимся ли?
Для того что бы использовать ошибки как ценность нужен очень развитый навык рефлексии и смелость признавать собственную неправоту и соответственно самому себя уметь видеть не в лучшем свете, а это нам, как правило, не свойственно.
Если посмотреть на биографии великих людей недавних эпох, внёсший существенный вклад в развитие человечества, чьи истории ещё не выбелены до состояния исключительного идеала и где ещё не стёрты их человеческие черты и переживания, часто можно увидеть уникальную способность определять приоритеты и жертвовать очень многим ради достижения собственных высших целей.
Что далеко ходить, стоит лишь задуматься о том, чего стоило, не только, например, в первые десятилетия советского времени, принять новый режим рабочих и крестьян умнейшим людям эпохи, интеллигентам, людям образованным и культурным, носителям прогрессивных взглядов и высоко организованного интеллекта? Чего стоило не уехать потом, когда туман рассеялся, а диктатура пролетариата показала себя в красном терроре? Каких внутренних сил стоило, принять ситуацию и умудриться продолжать заниматься наукой и развивать собственные научные школы в стране, где официально признавалось, что «управлять может любая кухарка», а большинство руководящих позиций занимали малообразованные и часто ущербные люди, для которых наука, как и религия лишь мусор истории? Это конечно риторические теперь вопросы, никто нам ничего уже не расскажет, но их жизнь это живой пример служения своим идеалам и ценностям.
Читая недавно дневники профессора Вернадского, я начал кое-что понимать о том времени, и его мысли и описание ситуации во многом мне показались знакомыми и современными. Но самое важное оказалось, что и в наше время они так же важны и актуальны. Лично меня они вдруг натолкнули на переоценку уже некоторых и своих собственных поступков. Я уверен, что анализ чужих прошлых историй позволяет не совершать собственных ошибок в будущем. Вот почему важно уметь рефлексировать и изучать чужой опыт.
В нашем народе издавна живёт поговорка «за одного битого, двух не битых дают» и думаю, что одно из важных прочтений этой метафоры как раз заключается в том, чтобы осознать и оценить чужой опыт ошибок, большинство которых в своей глубинной первопричине совершаются от невнимательного отношения к понятиям конформизм и компромисс, а также разницы между ними и ложного определения собственных морально нравственных границ.
Вся наша жизнь наполнена некоторыми обязательными нравственными скрепами: честность, порядочность, верность, справедливость, достоинство..., можно продолжить этот ряд дальше. И мы, по крайней мере - большинство здоровых нравственно людей, стремимся соответствовать этим ценностям своими поступками, сохраняя свою репутацию как перед другими, так и в собственных глазах.
Однако, жизнь человека всегда более многомерна чем простое решение машины - «да» или «нет», вот почему компьютер никогда не сможет постичь логику человеческих отношений. Каждое из понятий, приведённых выше, как примера основных ценностей человека может иметь много граней, и попытка их упростить всегда чревата ошибками и разочарованиями. Поэтому, именно умение правильно глубоко и неоднозначно воспринимать основные ценностные дефиниции и есть проявление социального интеллекта, или как всегда говорили в народе - человеческой мудрости.
Наши внутренние ценности очень часто входят в состояние конфликта между собой, и задача разобраться и понять, чем нужно пожертвовать в данный момент, чтобы получить нечто более важное. Казалось бы, это прописная истина, но мы ведь всё время находимся «в состоянии», это состояние определяется нашим настроением, самочувствием, давлением приобретённых нами стереотипов или убеждений. И вот все эти помехи, весь этот мусор, летающий в нашем сознании или где-то в бессознательном очень мешают увидеть главную цель. А её – эту цель, обязательно нужно увидеть и принять. Необходимо осознать её значимость, а также определить собственную внутреннюю цену, которую ты готов заплатить ради её достижения. Также важно определить границы, за которые ты пойти не готов.
Я переживал сам и часто наблюдаю у моих клиентов ситуацию, когда именно из-за неопределённости приоритетов в случае столкновения различных внутренних ценностей мы выбираем ценности, прежде всего поддерживающие наш желаемый образ, забывая про то, что только «встречают по шапке, а провожают то по уму», а в фактическом мире - по результату. Именно это различие восприятия мира даёт возможность одним достигать величия в истории, а другим довольствоваться приличием и признанием в настоящем.
Однажды, наблюдал за дрессировкой собаки и слушая инструкцию опытного кинолога о том, как себя правильно вести со своими питомцами я услышал, что собаки великие конформисты, в том смысле, что, если у собаки здоровая психика, то она никогда не нападает без предупреждения, при этом если есть возможность избежать конфликта она это сделает.
Меня глубоко поразила тогда эта мысль, а позже я вспомнил многократно звучавшую из уст разных умных людей идею, что наша сегодняшняя трагедия - беда всего человечества, во многом заключается в том, что мы перестали смотреть на звёзды, наблюдать за растениями, перестали понимать животных. И ещё, сами того не заметив как, но мы уже превратились в людей, обслуживающих машины, хотя всё ещё находимся в устойчивой уверенности, что мы здесь главные, и это самая большая наша иллюзия.
Болезнь надо научиться признавать, а после этого не охать и не искать виноватых, не орать на врача, который лишь констатировал диагноз, а идти и немедленно её лечить. И именно поэтому так важно приобретать новые навыки избавляться от груза старого мусора и иллюзий. Главное при этом не выплеснуть с мусором самого себя и цель, которая выше сиюминутных амбиций.
Думаю, что великие люди как-то, всегда возможно не осознавая того сами, но понимали это и потому, в принятии собственных решений исходили из своего желаемого результата или образа будущего. Поэтому, когда у человека есть цель «больше чем жизнь» - оставить человечеству нечто ценное, и она настоящая, ему не стоит беспокоиться что кому-то прямо сейчас приходится доставлять неприятные моменты.
Видимо у истории свой взгляд на настоящее, и она, как правило, прощает и забывает даже серьёзные компромиссы, на которые приходится идти здесь и сейчас. Для неё важны только дела, и она глуха к любым, пусть даже самым громким словам.
Компромисс — это всегда поиск взаимной выгоды и никогда выгода одного, а поражение других, чего бы это не касалось, материального или духовного мира.
Конформизм же, это принятие роли жертвы, молчаливое согласие с навязанной ролью и не дающее тебе никаких выгод, это всегда подавление одних и покорность других. Собаки - они конформисты, мы люди способны находить компромиссы.
Конформизм убивает мышление, а компромисс даёт ему возможности развиваться. И только глубоко осознав это, человек становится способным по-настоящему побеждать. Ведь только так можно достичь «цель которая больше чем жизнь».
При этом важно помнить ключевые константы, которые есть и в математике, и в физике, и в других областях нашей жизни нашего бытия, в нашем человеческом мире это ценности, и как не парадоксально это покажется, это способности находить компромиссы и внутри себя и с другими людьми.