Мой первый настоящий учитель когда-то поведал мне одну интересную мысль. Хочу поделиться ею с вами.
Он сказал так (далее выделенное зеленым его мысли):
Человек (возможно, он говорил Воин, сейчас уже точно не помню), чтобы стать гармоничной личностью и постичь настоящее мастерство, должен сознательно совершенствоваться в 6 видах благородных искусств и, в конце концов, стать творцом в каждом из них. Вот эти искусства:
- Искусство звука и слуха (музыка, владение музыкальным инструментом, пение, сочинение музыки).
- Искусство слова (стихосложение, проза, ораторское искусство и дипломатия, и, кстати, «блогинг» в том числе :).
- Искусство создания и видения смысла в образе (живопись, графика, каллиграфия, фотография).
- Искусство врачевания (методики оздоровления, иглоукалывание, массаж, народная медицина).
- Искусство движения (владение оружием, боевое искусство, танцы, спорт).
- Искусство тактики и стратегии (шахматы, шашки го, военное искусство, стратагемы).
Человек, взращивающий у себя только одну составляющую, подобен уродцу, который поставил себе цель лучше слышать и долгое время растил себе только уши. Уши выросли, они очень хорошо слышат, но сам человек выглядит безобразно с непропорционально большими ушами, тогда как другие органы остались без изменений. Достигнув определенных успехов в каждой деятельности нужно начать обучать других людей, чтобы выйти на новый уровень.
Вот такое интересное мнение. В традициях, особенно востока, что-то подобное сознательно культивировалось. Поэтому до нас дошло довольно много биографий и сказаний о таких вот гармоничных личностях, - мастерах благородных искусств.
Я запомнил слова, суть идеи, и так или иначе в жизни, где-то подсознательно, где-то сознательно, занимался (и занимаюсь) постижением многих из этих искусств для гармоничного развития личности.
- Играл на акустической гитаре и сочинял инструментальную музыку (+преподавал).
- Сочинял стихи, писал статьи.
- Занимался фотографией (+преподавал).
- Изучал основы врачевания и методики оздоровления.
- Занимался боевыми искусствами (+преподавал).
- Учился играть в шахматы, изучал стратагемы.
И я на практике пришел к простому, в общем-то, выводу: всё это связано и опирается во многом на одни и те же законы гармонии, рациональности, композиции, целостности, эстетики, ритма и такта, дыхания, сохранения и единства энергии и т.д.
Музыка дает возможность лучше понять структуру и фазы движения. Стих - понять такт и ритм. Слово – избегать ненужного боя. Фотография, живопись - видеть красоту мира и замечать детали и т.д. т.п.
Ответы на вопросы, появившиеся в одной деятельности, неожиданно находятся совсем в другой. И развитие в этих (и других) областях идет быстрее и эффективнее.
Буду рад, если выскажите свои идеи и мнения по теме или поделитесь личным опытом.
Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии "Код Феникса. Технологии изменения жизни". ПОСМОТРЕТЬ...
Спасибо за статью, Сергей! Я думала о том, как здорово было в прошлые века, когда дисциплины, развивающие гармоничную личность входили в обязательное образование. Сейчас они тоже есть, но стали носить второстепенный характер и не воспринимаются всерьёз. Хотелось бы пожелать людям осознавать важность всех 6 направлений развития.
Ответить Оцените коммент:Да, согласен с вами! Было бы неплохо, если бы традиция эта вернулась. Но возможно не на раннем возрасте. Чтобы не отбить вообще желание :)
Ответить Оцените коммент:Удивительно, но бессознательно я стремлюсь стать гармоничной личностью - занимаюсь и интересуюсь каждым из шести указанных пунктов. Спасибо за статью, Сергей.
Ответить Оцените коммент:Это здорово, Татьяна! Спасибо за внимание!
Ответить Оцените коммент:Все эти 6 искусств перекликаются с 8 векторами по системно-векторной психологии. Развитие звука - развитие звукового вектора, рисование, красота - развитие зрительного вектора и т.д. Без друх нижних векторов которые для аскетов-монахов были не нужны. Как часто одно и то же явление в разных системах описывается дивными словами и метафорами. Истина проста и для всех одинакова. Как-то так.)))
Ответить Оцените коммент:Здравствуйте, Оксана!
Ответить Оцените коммент:Да я с вами согласен :) Не совсем понял, что значит: "Без двух нижних векторов которые для аскетов-монахов были не нужны."
Статья очень хорошая. Но как правило Человек задумывается об этом слишком поздно, хотя это тоже хорошо. Весь смысл заключается в том, что это все нужно закладывать в детском возрасте, а в течение Жизни совершенствоваться! Наше семейное и школьное образование и воспитание еще не достигло этого гармоничного уровня. А как ЖАЛЬ!!!
Ответить Оцените коммент:Здравствуйте, Александр!
Ответить Оцените коммент:Да, согласен с вами. Но это могут закладывать родители, осознавшие необходимость гармоничного развития. Чем я сейчас и занимаюсь со своими детьми :)
Понравилась статья! Вопрос: к какому пункту отнести рукоделие, лепку из полимерной глины?
Ответить Оцените коммент:Полезные хобби.
Ответить Оцените коммент:Я думаю скорее к третьему. Это тоже имеет целью создать визуальный образ (если говорить о искусстве), но еще и имеющий практическое применение.
Ответить Оцените коммент:Думаю, что в восточной философии есть подобные "пунктики", которые вы обозначили. Добиться гармонии с самим собой - вот смысл нашей жизни. Если направить потоки энергии в правильном направлении, то можно стать Человеком. Познавая 6 благородных искусств, мы, по-сути, познаем самого себя, развиваем и совершенствуем (только в разных плоскостях).
Ответить Оцените коммент:Полностью согласна с таким перечнем искусств. Вот каким списком должны руководствоваться родители вместо того, чтобы реализовывать в детях свои собственные упущенные возможности.
Ответить Оцените коммент:Так это практически калокагатия - то, что в античности считалось идеалом совершенного человека. Так получается, что восточные и западные взгляды на гармоничную личность схожи...
Ответить Оцените коммент:Да, очень много общего. И это не удивительно.
Ответить Оцените коммент:Я думаю, каждый человек связан с этими составляющими в большей или меньшей степени или, по крайней мере, должен стремиться к этому.
Ответить Оцените коммент:Жалею, что мне в детстве "слон на ухо наступил" и я в результате лишен возможности заниматься музыкальными искусствами. Или можно с этим что-то сделать?
Ответить Оцените коммент:Можно начать с того, что просто слушать хорошую музыку. Например, из этого списка: http://samsebegu.ru/muzyka-dlia-dushi-i-esteticheskogo-razvitiia/
Ответить Оцените коммент:Мне понравилась фраза: "Слово помогает избежать ненужного боя". А ведь действительно - проще поговорить.
Ответить Оцените коммент:Правильно всё сказано. Особенно про музыку. Она действительно дает возможность максимально глубоко понять и почувствовать структуру движения. Во многих фильмах это отражается. Например, в "Август Раш". Там мальчик буквально чувствует музыку и ритм этого мира..
Ответить Оцените коммент:Спасибо за отзыв, Кристина!
Ответить Оцените коммент:Всегда хотела заниматься музыкой и живописью. Живописью занимаюсь, но это больше на баловство похоже, так как специально не обучалась этому. А вот своих детей обязательно подтолкну к искусству, им останется лишь выбрать каким именно заниматься.
Ответить Оцените коммент:Даже "баловство" очень сильно развивает!
Ответить Оцените коммент:А Шерлок Холмс, например, был зациклен только на своей дедуктивной функции по раскрытию преступлений. А все остальное, по его мнению, только мешает. Он был уродцем?
Ответить Оцените коммент:Зоя, - это вымышленный персонаж. Но если и найти аналог в жизни, то в определенном смысле - да. Не смотря на то, что деятельность в какой-то сфере предельна эффективна. Это мое мнение.
Ответить Оцените коммент:Да, искусство звука и искусство спорта - это не совсем мое. Остальным более или менее овладела)
Ответить Оцените коммент:Сейчас люди не задумываются ни о развитии ни о саморазвитии. Только чего стоит послушать речь молодежи.Неправильное составление предложений считается нормой.Побольше бы таких статей в итернете А не того хлама который они смотрят и читают
Ответить Оцените коммент: