Есть в жизни моменты, которые стоят многих лет жизни. Когда привычные вещи приобретают новые смыслы, а события раскрывают многослойность реальности. Помните, как у Достоевского - шляпа Раскольникова на месте преступления перестает быть просто головным убором, она становится уликой.

Этот день начинался очень просто, но ему суждено было перевернуть все мое представление о смысле, роли и месте в котором я находилась - об Израиле.

Вот я просто гуляю по побережью Тель Авив. Любуюсь игроками волейбольной команды. Красивые загорелые спортивные парни. Отмечаю, что в Израиле, как и в Европе культ тела. Уже намереваюсь завернуть в ближайшее кафе, чтобы насладиться свежими креветками с белым вином. Улыбка играет на моем лице, как солнце в берёзовых волнах Средиземного моря. Ну не жизнь, а просто кайф. И тут мою идиллию прерывает телефонный звонок:

- Привет, - слышу я в трубке знакомый голос моего давнего друга. - Я сегодня еду в Иерусалим по делам. Хочешь, поехали со мной.

Еще бы! Конечно! Иерусалим! Представляю город из белого камня, где витает красота, величие и Дух.

- Да! - отвечаю - Хочу!

И вот мы уже летим по гладкой трассе. Тада-та-там.. Въезжаем в золотой Иерусалим…

- Нам нужно в один из кварталов, где живут ортодоксальные евреи – говорит мой приятель.

Еще пять минут движения и картина меняется кардинально. Вроде бы я еще в этом мире, но мир передо мной уже совсем другой. По улицам ходят странные ни на кого не похожие люди. Одеты они далеко не по-летнему, хотя жара за 30. Черные сюртуки, головные уборы, скроенные и пошитые по последней моде начала позавчерашнего века. Причудливые букли и бороды.

Почему они так одеты? - возникают у меня первые мысли, которые я не успеваю озвучить.

- Здесь ничего не меняется столетиями - говорит спутник, заметив, крайнее удивление на моем лице. Есть Глаха - особенная одежда нужна, чтобы выделяться среди других людей. Еврея должно быть видно издали. Тебе кажется, что они все наряды похожи? - читает он мои мысли. На самом деле нет. По конфигурации штраймла, оттенку чулок, материалу жакета знающий человек безошибочно определит к какому хасидскому течению принадлежит их обладатель. Эти люди свято хранят аутентичный облик своих дедов, даже ценой собственной жизни.

- Как солдаты - снял форму, вышел из строя, считай дезертир. По привычке ищу подтверждения его словам в гугле.

** 19 век. Николай I издает указ о кантонистах. Он запрещает носить евреям их традиционные одежды. За неподчинение арест и ссылка. Полицейские буквально на улице ловят непокорных за длинные лапсердаки, обстригают пейсы, с женщин срывают парики. А что же евреи? Они скрывают бороды, накрывая их платками, прячутся по домам, откупаются огромными штрафами. Молятся, чтобы указ отменили.
** 20 - век. Нацизм свирепствует. Издаются указы один бесчеловечнее другого - запретить евреям носить бороды и пейсы. Ослушавшимся - смерть. Но последние целыми группами провозглашают - Гзерот а-шмад - попытка покончить с народом. С этим соглашаться нельзя и запираются в бункерах, где продолжают читать Тору, делясь между собой скудной пищей.

- Они боролись за сохранение формы - продолжил мой собеседник. Иначе евреи просто смешались бы с другими народами и исчезли.

- Психологи пишут, что есть люди роль которых, складировать и хранить опыт накопленный поколениями, а в характере других заложено раскрывать новые горизонты. Для гармоничного существования мира нужны как одни, так и другие.

- Есть разные уровни постижения одного и того же. Это можно сравнить с освоением территории. В материальном одеждой мы можем продемонстрировать наш статус, принадлежность сообществу. Одежда объединяет, классифицирует. А в духовном одежда - это, своего рода, эманация или выражение твоего внутреннего возвышения над миром. Как ты считаешь, какие качества можно считать более высокими?

- Наверное, желание заботиться - пытаюсь угадать я. Как мать, которая ухаживает за ребенком.Она имеет больший статус и одновременно находится в подчинении у своего малыша.

- Ты привела отличный пример - с одобрением смотрит на меня мой друг. - Это и есть образец идеальной любви, когда интересы ближнего важнее собственных. Взрослыми, важными или особенными мы становимся, если начинаем заботиться о других. Почетная и ответственная миссия еврея – молиться за весь мир.

- Так получается смысл не в одежде. Смысл в осознании своей роли. И это не про платье.

- Да. Ведь написано в Торе, Творец сам шил людям одеяния. Имеется в виду, что сила отдачи и любви облачалась на материю с намерением отражать любовь между нами.

Вот и пришло время покидать Иерусалим. Весь обратный путь я размышляю об одежде. Все таки не однозначное это понятие....


Тэги: мировозрение духовный рост одежда

Оцените статью:
0

0|0