Многие используют приложение MyLifeOrganized для организации своих дел. Поделюсь своим опытом его применения в GTD*.
Начал использовать MLO 5 лет назад. Еще Windows Mobile был жив. За это время понял некоторые вещи, которые надеюсь будут полезны и другим любителям и профессионалам тайм-менеджмента. Приведу не только конечные выводы, но и путь, каким я к ним пришел. Это позволит читателям не только лучше понять причины, но и возможно найти «свой путь».
Напомню, что в GTD-подходе существует такое понятие, как «Входящее» – условная корзина, в которую попадают все дела, покуда они не обретут своего места в упорядоченных списках ToDo.
В первое время я делал все каноническим образом, т.е. время от времени разбирал корзину и помещал задачи в списки. Списки были упорядочены в красивые иерархические структуры типа личные дела, работа и т.п. В каждой из этих веток существовали соответствующие папки, подпапки и т.п. Выглядело все, на первый взгляд, красиво и упорядоченно. Примерно вот так:
Некоторые статьи о MLO собственно и ограничиваются тем, что демонстрируют всем названия папок, по которым раскладываются дела.
Однако тут, как вы догадываетесь, должно появиться «НО». Чем больше появлялось различных задач и проектов** в разных состояниях (текущих, приостановленных, планируемых) тем более напрягало перемещать задачи из «Входящего» в соответствующие папки и ветки. Иногда нужные ветки еще приходилось вспоминать, искать или браузить в дереве. Нежелание это делать приводило к тому, что задачи во «Входящем» накапливались и не разбирались куда надо. А это сводит «на нет» почти все преимущества GTD.
Первоначальная идея по упрощению этого процесса заключалась в том, чтобы не кидать задачи в «Входящее», а сразу создавать их в нужной ветке дерева.
Т.е. вместо двух действий: 1) бросить задачу в «Входящее», 2) Поместить её в дерево с нужным описанием, осталось только одно — второе. Это решило проблему переполненного «Входящего», однако довольно быстро я обнаружил, что это препятствует быстрому вводу задач. В результате такого подхода, я испытывал подсознательное сопротивление тому, чтобы фиксировать все задачи, т.к. по прежнему требовалось искать нужные ветки. Это, опять же, противоречит принципам GTD, т.к. задачи не попадают в систему, а копятся в голове. Вывод напрашивается сам собой: проблема в самом помещении задачи в дерево. Это, с моей точки зрения, требует слишком большого количества «вспоминаний», кликов и нажатий кнопок.
В папках, помимо прочего, кроется еще одна неприятность:
Допустим, вы сделали папки «Личные дела» и «Работа». Судя по другим статьям, многие начинают с этих папок. Представьте, что вы собираетесь добавить задачу «Прочесть такую-то книгу» или «Пройти такой-то тренинг». В какую из папок вы должны поместить эту задачу? С одной стороны — это нужно именно для работы. С другой стороны — это развивает лично вас. А если в результате вы станете лучше делать свое дело, это может положительно отразиться и на вашем личном доходе. Так получается вы это делаете для работы или для себя лично? Тогда может привязаться к месту? Дом — все что делаем дома, а Офис — все что делаем там? А если вышеупомянутую книгу вы читаете то дома, то на работе, то в транспорте по дороге? Как бы вы не делили свою жизнь на части, окажется, что встречаются дела, которые относятся сразу к нескольким частям, потому, что наша жизнь — целая. Существующие в ней сферы деятельности имеют взаимосвязи.
По этим причинам я практически отказался от папок в пользу контекстов***. Контексты не требуют искать место в дереве, куда поместить задачу, назначаются моментально и позволяют отнести любое дело одновременно к нескольким категориям. Иерархия осталась лишь для проектов, и шаблонов задач.
Итак, к чему я пришел:
- Все задачи попадают во «Входящее» и остаются там без последующего перекладывания в какие-либо папки.
- Признаком того, что задача в корзине обработана, являются назначенные ей контексты.
- Проекты имеют вложенность максимум 2 уровня
Может возникнуть вопрос: Как можно работать с папкой «Входящее», если там в одной куче лежат все задачи, не разложенные по папкам? Да, мы привыкли раскладывать все по подпапкам и делаем это даже тогда, когда в этом нет необходимости и на это тратится лишнее время. Ответ прост: с папкой «Входящее» работать вовсе не надо. Не смотрите на нее. Вместо этого, настройте вкладки с теми видами задач, которые вам действительно нужны. Я использую следующие виды: Действия по контекстам (с дополнительными настройками), цели и календарь. Кроме этого, есть отдельные вкладки по некоторым проектам и контекстам.
Примеры некоторых контекстов, которые я использую:
Для обработки корзины заходим в вид «Действия по контекстам» и открываем ветку «Контекст: (нет)». Там находятся все необработанные задачи, т.е. те, для которых вы еще не определили контекст. По мере назначения контекстов задачи исчезают оттуда и мгновенно появляются в соответствующих разделах.
Несмотря на то, что я использую конкретное приложение, возможно изложенные принципы и примеры помогут и пользователям других GTD-инструментов и натолкнут их на полезные мысли.
Примечания:
* GTD=Getting Things Done (как разобраться с делами) - в тайм-менеджменте методика организации дел, основанная Дэвидом Алленом
** Проектом в парадигме GTD считается любая задача, имеющая подзадачи.
*** Технически, контексты — это тэги.
Полезно, спасибо!
Ответить Оцените коммент:я их вообще не использовал..
Даже если вы используете папки для своих дел, контексты также очень полезно применять. Контекст (наряду с имеющимся временем, энергией и приоритетом) подсказывает нам какое дело из всего списка лучше всего сделать в данный момент. Распространенные виды контекстов - это место, где вы находитесь, человек, с которым вы сейчас общаетесь, время дня. Другими словами: контекст - это подходящий момент для того, чтобы сделать что-либо.
Ответить Оцените коммент:Полезная методика. Я тоже пришел к использованию контекстов со временем, но в другом ключе. У тебя, Андрей, эффективнее.
Много лет использовал MLO но где-то год назад от него отказался. Сказалось их упорное нежелание доводить до ума мобильные версии.
Ответить Оцените коммент:Для iOS недавно улучшили. Сейчас вроде для Android доводят.
Ответить Оцените коммент:Спасибо, Андрей, люблю подобного рода рассказы о самоорганизации.
У меня лично как-то перекрёстно выходит. Помечу, что я не о вашей программе говорю, но какая разница, где организовывать информацию (в папках на компе, в почте или в моём новом увлечении (Спасибо Бородину Сергею) - Evernote).
То есть у меня есть темы и есть контексты.
Например, папка про работу существует, но книги у меня просто отдельно выделены (где папкой, где тегом). Эффективность - у меня тоже в одном лице. Мне нет разницы делить, повышаю я эффективность на работе или в личной жизни.
Вот если это узконаправленный женский тренинг или тренинг для детей, то их материалы я уже положу в папки "Женское" и "Детское", соответственно. А в Evernote у меня вообще блокнот назван "ИМЯ_ДОЧЕРИ и всё-всё-всё".
Ещё раз посмотрела ваши контексты - мне бы было маловато. Меня не смущает обилие и количество. У меня есть один простой принцип - если я что-то ищу долго больше одного раза, то значит переструктурирую эту единицу. Если же после первого поиска, моя логика второй раз ведёт меня быстро, то меня это устраивает.
Ещё раз спасибо.
Ответить Оцените коммент:Хороший подход к поиску:) Насчет скриншота контекстов - это не все, а лишь некоторые из тех, что я использую.
Ответить Оцените коммент:Polezno, spasibo!
Ответить Оцените коммент:Отличная методика! благодарю!
Ответить Оцените коммент:А я удобную для себя программу пока только ищу. Обычно спотыкаюсь на том, что планирую кучу всего, а потом самой на этот список смотреть страшно и в соответствующее приложение заходить.
Ответить Оцените коммент:Ирина, в вашем случае дело не в программе, а в умении с ее помощью быстро отфильтровать из большого списка дел то, что максимально приоритетно и возможно именно в данный момент, в данных обстоятельствах. Собственно в этом и есть главное назначение программ ToDo: разгрузить голову и подсказать верные (с точки зрения вашей жизненной стратегии) действия.
Ответить Оцените коммент:Помимо MLO я рекомендую присмотреться к таким сервисам, как Todoist и doit.im Все они предоставляют достаточный функционал. Но в любом случае, чтобы программа стала вашим помощником, а не просто кладбищем ваших дел, нужно сначала настроить ее в соответствии с вашей системой тайм-менеджмента. Программа не создает систему, а лишь помогает ее реализовать. Если хотите построить свою систему, приходите на мой онлайн курс Тайм-менеджмент 4.0. Там по шагам все делаем. На этом сайте есть бесплатный тестдрайв: http://samsebegu.ru/product/taim-menedzhment-40-test-draiv/.
Ого, вот это лайфхак! Сегодня же опробую. Честно, я постоянно ставлю разные приложения, надеясь упорядочить свой график, но очень скоро дела скапливаются, в них сложно разобраться, и приложение становится бесполезным.
Ответить Оцените коммент:Я о приложении MyLifeOrganized впервые здесь прочла и полна энтузиазма начать им пользоваться!
Ответить Оцените коммент:Это не единственное хорошее приложение. К примеру, можете посмотреть еще todoist.
Ответить Оцените коммент:Не пользуюсь приложениями, наподобие этого, пока нет в этом острой необходимости, но буду иметь ввиду на всякий случай.
Ответить Оцените коммент:Никогда в своей жизни не использовал ни приложения, ни ежедневники и тому подобное. Еще со школы всегда запоминал в голове, что и когда нужно сделать/приготовить. Фиксировал лишь на полях номер параграфа и т.д.
Ответить Оцените коммент:И сейчас: сколько раз пытался завести какой-то органайзер, в итоге бросал, а все так же держу в голове.
Самое примечательное, никогда моя память меня не подводила.
в дополнение к умной программе желательно иметь живого секретаря, которые будет вносить и отслеживать изменения
Ответить Оцените коммент: