Сегодня я управляю активами инвесторов, а в моем послужном списке — опыт работы в государственных структурах, топ-менеджером известного бренда, создание собственной успешной компании. Но успех, как и возможности, не приходит сам по себе: его надо привлечь. И один из способов — создание легенды, которая будет работать на имидж и приносить нужный результат.
Больше семи лет я занимаюсь инвестированием, и за это время мне пришлось столкнуться с тем, чего в жизни обычно стараешься избежать: и с мошенничеством людей, которым доверял свои деньги, и с отзывом лицензий у двух банков, в которых у меня были открыты счета, потому что положился на экспертов из авторитетных СМИ. Были и другие обстоятельства, при которых я лишался средств. Правда, однажды судьба, увидев череду несправедливых событий в моей жизни, чудесным образом спасла меня от удела обманутого дольщика, чего не удалось избежать моему другу-инвестору: он не один год судится с компанией, в надежде вернуть вложенные в долгострой деньги.
Хотите добиться большего — не бойтесь менять то, что вас не устраивает
Родился я в украинском городе Ворошиловграде, который позже был переименован в Луганск, но уже много лет живу в Москве. На данный момент мне удалось достичь определенных успехов в бизнесе, но прежде — пройти неплохую школу на государственной службе. И было это в городе Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа, где наша семья прожила более семнадцати лет и где я окончил Канадскую многопрофильную гимназию, а затем заочное отделение факультета юриспруденции филиала Уральского института коммерции и права (потом получил еще одно высшее образование в московском вузе). Некоторое время занимал должность помощника руководителя представительства ЯНАО при Правительстве России. Но… вскоре понял, не вижу для себя перспективы на госслужбе, зато предпринимательство, на мой взгляд, как раз открывало заманчивые возможности. Уйдя в свободное плаванье, я попробовал себя в разных направлениях: организовал курьерскую службу, торговал электронными гаджетами, но ожидаемого результата не добился — удача явно была не на моей стороне.
Принимайте вызов — открывайте новые возможности
Не знаю, как бы развивались события, если бы не звонок однокурсника, резко изменивший мою жизнь. Было это в 2012-м, который я считаю для себя поворотным. Предложение его состояло в том, чтобы продвигать украинский бренд VIVO для приготовления кисломолочных продуктов дома на территории России. Я решил попробовать, он прислал мне некоторые образцы — и дело пошло: том же 2012-м я пришел в проект в качестве топ-менеджера, а позже инвестировал в компанию и получил генеральную дистрибуцию на Россию. Кроме возможности участвовать в раскрученном проекте и достойно зарабатывать, меня привлекла сама идея — создавать полезный для здоровья людей продукт. В 2013 году я основал инвестиционную группу IMPEX, которая зарабатывает деньги своим инвесторам, помогает перспективным компаниям расти быстрее и выходить на новые рынки.
Заявляйте о себе: продвигайте себя и свой проект
Но известность в среде молодых предпринимателей я получил после прохождения в финал реалити-шоу «Акулы бизнеса» на канале России-1. Хотя по итогам шоу управляющие фондов не дали мне 10 млн долларов, которые я запросил в качестве инвестиций, несколько месяцев спустя благодаря репутации, доброму имени и активной работе в соцсетях, мне удалось привлечь 17,8 млн рублей краудинвестингом от семи частных инвесторов из России и 1,1 млн евро — от двух зарубежных инвесторов.
Тогда эти средства дали возможность нашей компании-импортеру из Украины не только пройти один из самых сложных периодов с конца 2015 до середины 2016 года (учитывая непростую обстановку), но и локализовать производство заквасок в России и показать рост. Однако продвигать украинский продукт в нашей стране становилось бессмысленно, и пока шел процесс создания производства в Москве, я переключился на экспортный арбитраж. Открыл новую компанию и начал скупать в России люксовые автомобили и отправлять их за рубеж — в Германию, Китай, на Ближний Восток, в Африку, таким образом зарабатывая на возврате экспортного НДС и на том, что цены в разных странах не успевали скорректироваться после резкого падения курса рубля: скажем, цена Range Rover Autobiography в Поднебесной была на 50 000 долларов выше, чем в нашей стране.
Сделайте перезагрузку — посмотрите на ситуацию иначе
Тот период был очень напряженным: еженедельные перелеты, переговоры, заключение сделок. Да, я зарабатывал большие деньги для себя и инвесторов, но в какой-то момент почувствовал моральное опустошение, отчего в бизнесе тоже начались проблемы.
Проведя самоанализ, я честно ответил себе на три вопроса:
- Что я делаю лучше других, какие навыки стоит развить, а с какими недостатками смириться?
- Что делает меня счастливым здесь и сейчас?
- Чем я хочу заниматься через 5-10-20 лет, кем хочу стать?
Это помогло мне совершить перезагрузку и «бизнес-ангел», как я люблю себя называть, превратившийся было в «падшего ангела», снова расправил крылья.
А ответы вылились в отдельные темы для личного блога. Кстати, сам блог тоже стал результатом того подъема, который я получил в попытке разобраться во многих вопросах. Мне кажется, что такой опыт может пригодиться другим людям, которые оказались в ситуации «выгорания».
Сегодня я управляющий активами инвесторов. Но в перспективе хочу реализовать «БОЛЬШУЮ ИДЕЮ» — консолидировать производителей полезных продуктов, для чего необходимо организовать общий торговый дом, общую управляющую компанию, акциями которой будут владеть основатели объединенной группы производителей и, наконец, создать инвестиционный фонд, выступающий своеобразным «кошельком» группы и при этом механизмом эффективного использования временно свободных денежных средств бизнес-единиц.
Создайте свою легенду — сформируйте нужный образ
За годы, проведенные в бизнес-среде, я обратил внимание на то, что владельцы самых успешных компаний, названия которых у всех на слуху, сумели создать вокруг своего продукта легенду. В России, например, это Евгений Чичваркин, Федор Овчинников, за рубежом — Илон Маск, Дональд Трамп и, конечно, Стив Джобс, добавивший к легенде компании культ личности. Такая легенда, кроме красивой истории, создает дополнительную защиту: конкуренты могут «позаимствовать» ваш рецепт и даже рекламу, переманить к себе ваших лучших сотрудников, украсть базу клиентов, но только не легенду! Создание такой истории можно назвать по-разному — мода, тренд, культ, — но именно она приносит настоящие долгосрочные конкурентные преимущества, потому что люди начинают наделять продукты компании особенными свойствами и порой реально готовы платить больше и советовать этот продукт другим.
Но надо отдавать себе отчет, что создание легенды — дело небыстрое: это большая работа со СМИ в виде интервью, участия в ТВ-шоу, съемках в кино и проведение других подобных мероприятий, а также активность в соцсетях, YouTube, блогосфере, написание книг, выступления на публике и даже некоторый эпатаж.
Но, поверьте, усилия не будут напрасными — это действительно работает. Согласитесь, у Apple — не лучшие в мире гаджеты, если оценивать в соотношении цена/качество, а у DodoPizza — не дешевая и не самая вкусная пицца, но это не мешает данным компаниям быть лидерами на своих рынках. Кстати, вы знаете, что компания TESLA убыточна уже 7 лет? Однако Маск все эти годы привлекает миллионные инвестиции. Даже мега-успешные компании, на мой взгляд, могли бы увеличить свой доход еще больше, если бы у них была своя яркая история. Потому я пришел к выводу, что «БОЛЬШАЯ ИДЕЯ» и хорошая легенда творят настоящие чудеса.
Спасибо, очень полезный материал!
Ответить Оцените коммент: