Одно из самых немаловажных в жизни каждого человека явлений — успех. Насколько мы успешны, самореализованы и удовлетворены своими достижениями? Насколько мы способны воплощать в жизнь свои планы? Почему у одних людей все реализовывается, продвигается, а у других — так и остается мечтой?
Почему есть люди, о которых говорят чуть ли ни с раннего детства — «этот далеко пойдет»? Об этом, и о том, как потенциал к успеху у человека проявляется в графологии, а именно в почерке, мы и поговорим.
Прежде всего, нужно понять психологическую подоплеку успешного человека и «неудачника», которому все время «не везет». Одной из самых главных особенностей, отличающих первого от второго, является даже не столько ум, сколько степень активности личности.
Человек, пусть даже чрезвычайно умный и развитый, имеющий большие планы, интересные идеи или высокие притязания — не обладая относительно высокой активностью, инициативой, самостоятельностью мышления, мотивацией — не сможет воплотить и части из своих планов, которые, скорее всего так и останутся мечтами, принося затем разочарования и напоминая о несостоявшемся.
Активность, мотивация — это внутренний «двигатель» личности, пассивность же, инфантильность, детскость, несамостоятельность, зависимость, страх, безинициативность — являются внутренним «тормозящим» фактором на пути к успеху в любой области жизни.
Активность часто сочетается с оптимизмом, а пассивность — с пессимизмом. Это происходит неспроста: движение созидательно и здорово по сути своей, а бездействие, отступление, избегание — как минимум, не дает ничего и как максимум — становится разрушительным.
Итак, движения, штрихи и линии в почерке «победителя» по натуре — будут динамичными, уверенными, свободными, взлетающими, скорость почерка достаточно высокой (беглый почерк), а форма букв — не совсем стандартной или даже не очень красивой и аккуратной, поскольку «форма» для такого человека — не главное.
И наоборот, у «побежденного» или «неудачника» — почерк будет казаться статичным, неживым, иногда создается впечатление, что человек вырисовывал буквы. Он пассивен, не действует, поэтому у него есть много времени для того, чтобы уделять внимание форме букв: почерк может казаться красивым, стилизованным или с украшениями. Штрихи и линии могут казаться «словно вкопанными», резко прекращающимися.
Если говорить о нажиме, то более сильный нажим — ассоциируется с большей активностью, витальностью, внутренней энергией, силой или темпераментностью человека. Часто — в сочетании с дополнительными признаками (например, со значительно выраженными нижними отростками букв) это может свидетельствовать и о предпринимательской «жилке». Слабый нажим — ассоциируется с меньшей способностью к практичности в жизни, это может быть мыслитель или теоретик, это человек иного плана, не предприниматель, не «приземленный» практик.
Однако важно понимать, что преуспеть в жизни можно не только в «прикладной», но и в «интеллектуальной», или — «общественной» сфере. Были бы ценные способности и мотивация, — и если человек стоит настоящего успеха, его заметят, он не пропадет.
Важно обратить внимание и на организацию текста на листе. Активный, деятельный человек — будет действовать продуктивно даже подсознательно: он постарается оптимально использовать предоставленные ему возможности — т.е. пространство листа. Текст распределит примерно по центру, оставив не слишком широкие и не слишком узкие поля со всех четырех сторон. Человек же нерешительный, опасливый или бездеятельный — будет «зажиматься»: либо он сконцентрирует текст непродуктивно в какой-то одной части листа, либо оставит очень широкие поля, а бывает и так : человек словно «прижимаясь к стенкам», не оставляет полей и вовсе, смысл это не меняет.
Еще интересный момент: человек, четко знающий, чего он хочет и как этого добиться — ведет себя последовательно и организованно и при письме: строчки не «налезают» на строчки, а буквы — на буквы. Соблюдаются ясные и постоянные расстояния между строками, словами и буквами. Желательно также, чтобы почерк был читабельным — человек пишет относительно просто, не «мудрит».
Для успешности вовсе не имеет значения, каким именно мышлением обладает человек — конкретным или абстрактным, творческая ли он натура или не очень. То, что важнее всего при определении «потенциала» человека — это его способность связывать «желаемое» и «имеемое», чтобы разрыв между желаниями и возможностями был сбалансирован или не был слишком велик, — только тогда человек доволен своей жизнью, собой и достигнутым.
Чтобы получить представление о степени сбалансированности «хочу» и «могу» — нужно обратить внимание на соотношение верхних и нижних отростков букв. Они должны быть примерно одинаковыми по длине и развитости, или — с небольшим «перевесом» в сторону нижних отростков. Если же последние малы, слабы или вовсе почти отсутствуют — это тревожный знак, такой человек совсем оторван от реальности и в практическом смысле ни на что не способен, варится в «собственном соку» или живет только в своих переживаниях. Если же у букв совсем отсутствуют верхние отростки — это, опять же, не очень хорошо в плане успешности, поскольку свидетельствует об отсутствии «полета мысли», каких-либо амбиций и сокровенных сильных желаний. Человек живет «здесь и сейчас» и не стремится особенно ни к чему, лишь бы все было спокойно и приятно вокруг. Карьеру или что-то особенное он не сделает просто потому, что и не хочет.
Итак, «запрограммированность» человека на успех определяется по «успешности» и состоятельности его как личности: т.е. когда нет большого разрыва между желаемым — амбициями, а не фантазиями, а также возможностями воплощать желаемое в жизнь — присутствие уверенности в своих силах и реальной оценки своих возможностей.
Чтобы наиболее точно «предвидеть» успех человека в какой-то более узкой области, необходимо определить его склонности и способности к ней: одно дело, если это наука, искусство, другое дело — если маркетинг: для преуспевания в разных видах карьеры нужны разные особенности и способности личности. Но поскольку мы говорим сейчас об общем потенциале человека реализовать себя, это в данном случае не принципиально.
Для наглядности приведу примеры того, что можно также назвать «ментальностью победителя», а что — «ментальностью неудачника», или, другими словами, «побежденного». Обратите внимание на три первых иллюстрации. Так графически, «проективно», проявляется активность разных видов, «обреченная» на успешность:
Доминирует активность в интеллектуальной (мыслительной, теоретической, концептуальной, IQ) области:
Доминирует активность в коммуникативной (психологичность, эмпатия, подход к людям, EQ) области:
Доминирует активность в административной (руководящей, управленческой) области:
Теперь предлагаю взглянуть на три следующих примера: так проявляется пассивность разных видов, «залог» неудач:
Пассивность проявляется сдерживающей уязвимостью, заниженной самооценкой, самокопанием, чувством собственной несостоятельности и непроявлением индивидуальности:
Пассивность проявляется сдерживающей несамостоятельностью, инфантильностью, избалованностью, нарцисстизмом автора:
Пассивность проявляется сдерживающей душевной и мышечной зажатостью, напряжением, усиленным самоконтролем, обсессивностью, завышенной самокритикой:
Инесса Гольдберг,
Институт Графоанализа Инессы Гольдберг
Здравствуйте, Инесса!
Ответить Оцените коммент:Очень интересно! Я всегда тоже смотрела на почерки разных людей, которых знала и пыталась найти закономерности, связанные с их характером. И делала близкие выводы!
Жаль что письмо от руки все больше и больше уходит в прошлое. А по распечатанному тексту, или тексту на мониторе можно судить о характере только по стилистики письма.
Интересная и познавательная статья!
Ответить Оцените коммент:Спасибо, Инесса! Давно интересовалась этим вопросом, но не было времени поискать информацию. Конечно, хотелось бы поглубже вникнуть, но пока некуда применить. Из Вашей статьи уже можно получить общее понимание. Мой почерк - во втором примере (активность в коммуникативной области). Вполне!
Ответить Оцените коммент:С удовольствием изучу Ваш сайт!
Инесса, здравствуйте! Я обращала внимание, что почерки людей, относящихся к одному поколению, визуально похожи. Например, у наших дедушек и бабушек стиль написания один, у пап и мам - другой. Можно ли говорить о характерном почерке целого поколения? Или мне это только показалось?
Ответить Оцените коммент:Екатерина, совершенно верно, есть такое явление - некая схожесть почерков того или иного поколения.
Во-первых, сменяются прописи. Но в гораздо большей степени оказывает тут влияние психология данного поколения, та атмосфера, в которой оно жило, идеология, социальная и даже политическая атмосфера того времени.
Например, когда социальный идеал был в том, чтобы "быть как все", а слово "индивидуалист" было практически негативным, почерки людей, как того и требовали строгие прописи, были словно в "униформе", четкие, разборчивые, и очень стандартные, похожие, почти лишенные индивидуальности, с одинаковым правым наклоном (предпочтение общественного личному) и стилизованными буквами, "как надо".
В странах, где нет строгих прописей, нет вынужденного их соблюдения, индивидуальность и непосредственность в почерке и личности проявляются очень явно, это способствует независимому формированию собственного мнения.
Однако даже в самых тоталитарных режимах нет двух идентичных почерков, поскольку не только эпоха определяет сущность человека, но и его личный потенциал, воспитание, природные данные.
Ответить Оцените коммент:А я могу писать разыми почерками, смотря как держу ручку. Что это будет значить? Иногда резкие буквы, а иногда круглые!
Ответить Оцените коммент:Определяющим, а значит, и подходящим для анализа будет тот почерк, в котором окажется больше графических и психомоторных свидетельств внутренней свободы, что определяется опытным графологом посредством десятков признаков. Позиция ручки может быть при этом любой - важнее суть, т.е. признаки почерка.
Ответить Оцените коммент:Здорово, что в статье приведены примеры почерков, а то в теории понять - это одно, а посмотреть и сравнить - совсем другое. Мне кажется, что мой почерк меняется с течением времени.
Ответить Оцените коммент:У меня почерк практически полностью совпал с одним из "пассивных" примеров. Неприятно, конечно, признавать, но в общем-то описание подходит. Интересно, а если я постараюсь изменить почерк, повлияет ли это на мой характер?
Ответить Оцените коммент:Прикольно получается, у меня по почерку доминирует активность в руководящей должности, а я никак работу даже не найду. Видимо моя активность в спящем состоянии)
Ответить Оцените коммент:Клементина, спасибо!:)
Алена, да, это называется графотерапия.
Анна, одно другому не мешает:)
Ответить Оцените коммент:А что обозначает, если в молодости у меня был красивый, каллиграфический почерк, которым все любовались, а сейчас стал корявым и безобразным?! Он что, тоже стареет?
Ответить Оцените коммент:Виолетта, почерк не именно стареет - он изменяется, следуя изменениям личности.
Ответить Оцените коммент:Раньше, обладая каллиграфическим почерком, Вы обладали меньшей внутренней свободой, больше боялись совершить ошибку, в Вас больше был выражен перфекционизм. Сейчас же для Вас внешнее впечатление, или "форма" перестала быть важнее содержания, сути вещей - отсюда и в почерке форма отошла на второй план.
Очень интересная статья, а главное - правдивая. Узнала свой почерк в последних двух вариантах, как с меня списано.
Ответить Оцените коммент:Согласен без активности и мотивации ничего не добиться. Вообще статья очень интересная. Никогда бы не подумал,что почерк о чем-то говорит.
Ответить Оцените коммент:Судя по почерку, я - идеальный управленец... Выходит, зря я несколько лет назад покинула эту сферу деятельности.
Ответить Оцените коммент:Интересно было почитать. У меня получилось, есть черты и успешные и неудачливые - занятная картина.
Ответить Оцените коммент:У меня почерк красивый - небольшой наклон букв, сильное нажатие на ручку, ровные строчки, одинаковый размер букв. Пространство листа заполняю равномерно, разделяю абзацы. Это полностью совпадает с Вашим мнением про почерк - я - активная, уверенная в себе, четко структурирую свои действия, все планирую
Ответить Оцените коммент:У меня почерк все время меняется. Я могу писать практически каждым представленным в разные промежутки времени. Началось это, когда я пошла в институт и там приходилось долго и быстро писать.
Ответить Оцените коммент:Обычно у мужчин некрасивые почерки, а у женщин наоборот. Это с чем связано? А если у мужчины очень красивый почерк, тогда что?
Ответить Оцените коммент:Меня всегда занимал этот вопрос. Действительно, почерк многое может сказать о характере человека. Только по-моему сейчас, когда люди все реже пишут от руки, наверное уже точности в определении достичь гораздо труднее.
Ответить Оцените коммент:Андрей, достичь ее можно, все зависит от уровня мастерства специалиста.
Маша, это связано с тем, что женщины более ориентированы, чем мужчины, на социальный аспект и "этику и эстетику общения", в то время как известно, что почерк - инструмент коммуникации, передачи информации, социальной интеракции человека.
В этом плане, разумеется, сейчас яобобщаю, но мужчины позволяют себе больше, чем женщины, и они меньше придают значение социальному фактору в том смысле, что при них сказали и как посмотрели, женщины более чувствительны к таким вещам (тоже не все, конечно).
А если мужчина пишет красиво очень, каллиграфично, вероятно, для него эти вещи как раз имеют значение и он чувствителен к ним.
Кстати, друзья, кому интересно, приходите на мой бесплатный вебинар "Почерк Лидера" 25 августа, в четверг, в 20.00 мск: http://landing.inessa-goldberg.ru/lider.php
Ответить Оцените коммент:Любопытно. Да, почерк может многое рассказать о человеке, если уметь в нем разбираться.
Ответить Оцените коммент:А у меня почерк очень сильно изменился со временем. В школе были стройные буковки, одного размера, как бы прилепленные друг к другу, но не сильно, а в самый раз. А сейчас - летящий почерк, который сложно понять, сродни "врачебному". В вузе испортила, так как писала лекции и старалась все успеть. Интересно, это говорит о каких-то изменениях в направленности моей личности?
Ответить Оцените коммент:У меня почерк постоянно меняется в зависимости от настроения. Еще в школе учителя ругались, что тетрадь будто разными людьми написана.
Ответить Оцените коммент:Какая интересная трактовка! Но если честно, даже не знаю к какому типу себя отнести, пишу каждый раз по разному, иногда красиво, а иногда что сама с трудом разбираю. Может это зависит от жизненной ситуации?
Ответить Оцените коммент:Если сравнить с моим подчерком, я должна работать на административной руководящей работе. Я там и работала раньше.
Ответить Оцените коммент:По моему подчерку у меня доминирует активность в коммуникативной области. Но я люблю общаться только с теми, с кем мне интересно.
Ответить Оцените коммент:А у меня почерк поменялся сильно, если сравнивать со студенческими годами. Может, связано с тем, что сейчас ручкой практически не пишу. На мой взгляд, как два разных человека, если в конспектами сравнить периода учебы.
Ответить Оцените коммент:ну все, с моим почерком я точно не попаду в эти категории, всегда плохо писал от руки. Но навык не особо пригодился.
Ответить Оцените коммент:Вот мой почерк, третий снизу. И пояснение к нему совпадает точь-в-точь с моим характером. Сильно желаю покончить всеми перечисленными качествами. Попробую через изменение почерка. Спасибо за столь важную подсказку.
Ответить Оцените коммент: