Факт глубокого, скажем так, нездоровья современного общества в разное время подмечался разными людьми. Но наиболее точный диагноз поставил ему психолог и философ Эрих Фромм, установив, что общество, которое не соответствует объективным потребностям человека, здоровым считаться точно не может.

Если рассматривать человека как разумное существо, а не как представителя животного мира (т.е. как «сверхмакаку» или «супер-шимпанзе»), то очевидно, что наиглавнейшими потребностями человека будут потребность быть самим собой и потребность реализовать свой скрытый потенциал. Но реализация этих потребностей делает человека плохим объектом для средств манипуляции со стороны общества, а значит повышает градус неуправляемости и неустойчивости социальных конструкций.

Поэтому естественной реакцией общества будет не стремление помочь человеку в удовлетворении его важнейших потребностей, а напротив — желание унифицировать и нивелировать людей, превратив их в однородную биомассу.

В реальности этого, конечно, не происходит, хотя такой вариант развития событий встречается на страницах антиутопий. Общество выбрало более «продвинутый» путь стандартизации – одинаковое образование, одинаковая масс-культура, одинаковые мысли, одинаковые цели, одинаковые желания, одинаковые мечты.

Поскольку ведущий доминантой общества (т.е. господствующим «очагом возбуждения», который преломляет через себя и искажает всю информацию) является доминанта потребления, то мы имеем общество, в котором главным стремлением рядовых индивидов является стремление потреблять – одежду, машины, технику, дома, природу, других людей, эмоции, статусы и пр.

Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать. Одновременно с этим он старается объяснить окружающим, что их тип потребления гораздо менее престижен, чем они имели наивность думать. Этому подчинены все социальные маневры. Больше того, только эти вопросы вызывают у людей стойкие эмоции.
(В.Пелевин. «Empire V»)

Если внимательно смотреть современную рекламу, то легко заметить, что главный её посыл – это не презентация достоинств и преимуществ товара, а выстраивание ассоциативной цепочки между объектом рекламы и глубинными стремлениями человека – «управляй мечтой», «созданный добротой», «быть ближе», эксплуатация образа семьи и прочая в том же духе. С точки зрения маркетологов, всё это позволяет обходить сознательные фильтры критического восприятия и воздействовать напрямую на бессознательное.

В результате человек думает, что покупает не высококалорийных газированный напиток, а праздник, дружбу и чувство принадлежности к компании. В реальности, конечно, ничего такого он не покупает.

Но главное не в этом, самое интересное заключается в том, что у человека подспудно формируется и разрастается мысль, что «настоящую жизнь» (ту в которой удовлетворяются истинные потребности человека, которые он сам не осознает) можно купить, надо только побольше денег. Общество это неадекватное реальности убеждение полностью поддерживает, ведь чем больше денег человек добывает (надрываясь занимаясь неинтересным делом или нелюбимой работой) – тем больше он потребляет, а значит находится в «русле генеральной линии».

«Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» — это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера.
(В.Пелевин. «Empire V»)

В реальности за деньги можно купить только то, что продается в супермаркетах, заплатив при этом акциз, НДС, наценку за бренд и процент торговым спекулянтам. А вот, к примеру, хороший дом в престижном районе, где живут солидные и уважаемые люди, за деньги не купишь. За одни только деньги. Тут уже надо что-то из себя представлять, быть человеком, способным создавать реальные и нужные другим ценности.

Быть известным композитором или серьезным писателем, высокопрофессиональным хирургом или признанным кулинаром, реально крутым дизайнером или создающим новые технологии инженером. Такого человека с охотой примут в уважающее себя сообщество. Правда лох этого не понимает. Лох думает, что за деньги можно купить всё. Вообще ВСЁ!

Правда же состоит в том, что ты это не твоя одежда, не твоя квартира, не твой кошелек, не твоя должность. Ты – это степень развёртывания твоего природного потенциала, уровень твоего мастерства. Ты – это то, что ты можешь принести в этот мир.

И тут мы вплотную подходим к очень непростой и густо захламлённой информационным «мусором» теме – как найти себя и своё занятие в жизни. Как найти то дело, которое будет доставлять удовольствие и в котором ты сможешь достигнуть серьезных высот мастерства, выйдя если не на мировой уровень, то уж всякого поднявшись намного выше среднего.

Это не так просто, как кажется, хотя некоторым везёт и они находят такое дело уже в самом начале своего жизненного пути. Попсовые «советы-одноходовки» в духе «вспомни чем тебе нравилось заниматься в детстве» или «представь, что у тебя 1 000 000 чем бы ты тогда занялся?» НЕ РАБОТАЮТ. В противном случае проблемы бы не было.

Поиск своего дела жизни – это определенный алгоритм, определенная система, определенная последовательность точных и выверенных ходов. По сути – это как создание плана строительства собственного дома. Вы ведь не будете рисовать кривые стены и косые потолки? Нет, вы постараетесь, чтобы всё было красиво и гармонично.

На вебинаре «Горизонты самореализации» я собираюсь рассказать вам о системном подходе к поиску своего дела жизни – того дела, заниматься в которым будет в кайф, в котором вы сможете личностного и профессионально развиваться и успешно двигаться по жизни. Даже если вы совершенно не знаете с чего начать. Приходите, будет интересно!

Тэги: самореализация потенциал

Оцените статью:
14

0|+14