В детстве я несколько лет ходил в секцию рисования. Нас не учили рисовать, чтобы мы стали художниками. Нас учили выражать себя через рисунки. У меня никогда не было особых способностей к точной передаче окружающего мира, как это делают Айвазовский, Васнецов, Репин. Зато мне нравилось через цвет передавать свои мысли и ощущения.

Самой запоминающейся картиной для меня остается большая, на целый лист ватмана, рыба, разукрашенная всеми возможными цветами, которые мне удалось достать. Возможно, она запомнилась, потому что ее повесили в школьном коридоре. Возможно, потому что эту рыбу я делал с особым старанием, и было в ней что-то такое притягательное, что заставляло всматриваться в нее, пытаясь распознать причину этой притягательности.

На первый взгляд, она была похожа на классическую стереотипную рыбу - овал, глаз, рот, плавник. Однако внутри она состояла из множества маленьких квадратиков, каждый из которых был разукрашен своим цветом. Мы рисовали пастельными карандашами - они такие маленькие, толстые, очень яркие и выразительные. Когда проводишь ими по бумаге, всегда остается жирный шлейф, поэтому их не спутаешь с обычными карандашами или красками. Для раскрашивания рыбы сначала я использовал все имеющиеся цвета. Их оказалось мало. Тогда я стал смешивать цвета, создавая совершенно новые.

Что интересно, если добавить немножко синего в толстую линию зеленого, то получится один цвет. Если же поменять их местами, то цвет получится совершенно другой. Это давало практически безграничное пространство для маневра. Помню, моим любимым цветом был телесный, потому что он сильно выбивался из ряда классических цветов, был особенным, не похожим на остальных.

Учитель понимал, что не надо из каждого делать великого художника. Поэтому он не ругал нас за неправильные линии или несоответствие рисунка картинке. Он мог показать, как правильно, но не заставлял делать именно таким образом. К тем, у кого был какой-то талант к рисованию, он относился более строго, но тоже позволял им творить, не загоняя в узкие рамки.

Наверняка у кого-то из вас при чтении этого текста рождается внутреннее несогласие. Мол, надо было вести себя жестче, учить, как правильно, только тогда мы могли бы научиться рисовать как профессионалы. Вот только мы не хотели быть профессионалами. Мы хотели творить и получать удовольствие от творения.

Хотели играть и общаться во время занятий. Хотели приятно проводить время. Хотели выражать свои мысли и чувства через образы в рисунках. Хотели быть собой. И он позволял нам это делать, в отличие от многих других учителей. Он дал нам свободу быть детьми, научив нас вещам, гораздо более важным, чем умение нарисовать дерево, как это показано в учебнике.

Я только сейчас понял, как много он нам дал таким отношением, как сильно это отношение могло бы изменить и классический учебный процесс, если бы кто-то задумывался о том, как функционирует детская психика, а не о том, как поставить галочку в плане изученных материалов. Я очень хочу, чтобы школа строилась на таких учителях - чутких, понимающих, уважающих чувства ребенка, помогающих ему выразить свою индивидуальность и понять, кто он есть. Потому что большинство знаний либо забудется, либо никогда не пригодится, а понимание себя, умение выразить свой уникальный неповторимый талант останется на всю жизнь.

Тэги: путь к себе путь к успеху индивидуальность

Оцените статью:
4

0|+4