Часть 1. Встречаясь, или о том, почему так трудно понимать других

Часто ли мы уделяем внимание важности встреч, которые происходят у нас по нескольку раз в день? Мы встречаемся «преднамеренно» и «случайно», мы видим в этих встречах «руку судьбы» или просто удивляемся тому, что «так совпало». Эти встречи нас радуют или, наоборот, расстраивают, но всегда происходит нечто важное, каждая встреча влияет на нас, на наш образ мысли и на наше дальнейшее поведение (по-ведение) нас ведёт кто-то или что-то, чего мы не осознаём и не видим. Зачем я сейчас об этом говорю? А вот потому что…

Мы практически не обращаем внимания на то, как мы взаимодействуем с миром и с другими людьми, вернее, наше восприятие настроено только на некоторые, как мы считаем, важные для нас паттерны и при этом стараемся не фокусироваться на всём остальном. Но что на самом деле важно - ожидаемый нами контакт, потому что мы его хотели, ждали и планировали, или то, о чём мы не знали и не подразумевали, пока это событие не настигло нас и не превратилось в уже состоявшийся факт, который дальше можно либо осознать и осмыслить, либо пропустить сквозь себя и просто даже не заметить, что это с нами произошло, и факт прошёл сквозь наше пространство и время.

Дело в том, что происходящее с нами - это не только событийный ряд, не только физические переживания или эмоциональный опыт, это ещё нечто. А, как говорится, чего нет в нашем сознании, того не существует, поэтому мы, как рыбы, которые не замечают воду, так же не видим саму «воду» и поэтому не стараемся расширить наш земной опыт. Древние говорили, что всё, что нам необходимо, уже есть здесь и сейчас. Это ВСЁ надо лишь только рассмотреть и увидеть. Наши сенсоры восприятия действительности выбирают по какой-то недоступной для нас программе частичную информацию из общего потока, которая и является для нас основой представления о мире.

Это всё равно что представлять карточную колоду только на основании нескольких конкретных карт, которые отправил тебе распасовывающий. Элемент или часть не дают полного представления о целом. Это включение ограничений! И есть только один способ выйти за рамки и увидеть всю картину, понять, что количество карт и количество вариантов их взаимодействия гораздо больше, чем мы можем представить себе и тем более переварить, зная только о существовании нескольких, доставшихся нам без нашего на то влияния элементов.

И вот что интересно. Почему-то в истории с картами после некоторого первого опыта игроки пытаются предположить дальнейшие варианты и просчитать их, а в жизни мы стремимся игнорировать прилетающие нам подсказки и не замечать того, чего мы не ждём.

Ценность нашего социального опыта состоит в исследовании маршрута, который состоит из разных карт и новых вводных. Большая игра даёт нам большие возможности получать и переживать новый опыт.

Если теперь представить себе, что опыт не делится на позитивный или негативный, то становится понятно, что роль играет только диапазон полюсов нашего восприятия, и мы ограничены в нём только нашей смелостью и желанием. Человек, который осознан внутри себя и расширяет свой социальный мир за счёт расширения собственных контактов с «другими» и настроен на то, что бы искать, фиксировать и выделять в них не похожести, а, прежде всего, различия, может преодолеть рамки привычного восприятия и научиться жить в совершенно другом расширении.

Наш социальный опыт при этом настраивает нас на обратное: страх, который преследует человека, есть как раз не что иное, как попытка спроецировать некий негативный опыт в прошлом на новую ситуацию, и он есть основной блокирующий элемент нашего сознания.

Если мы хотим двигаться, изменяться и проживать новые ощущения от новых ситуаций, страхом нужно научиться управлять. Для этого есть замечательный инструмент самоконтроля. Если ты осознаёшь что находишься в настоящем, то бесстрашен, потому что в настоящем всё есть здесь и сейчас, кроме представлений о будущем, основанных на прошлом.

При чём здесь коммуникации и общение с другими? Задайся вопросом, как часто ты - только потому, что боялся, - не хотел, просто не стал действовать, упустил нечто важное, прозевал, не смог или не успел или просто «забил»? Да таких историй в жизни каждого из нас наберётся немало и можно, конечно, не обращать на это внимание и просто повторять свой нерезультативный опыт снова и снова, а можно задуматься и измениться.

Но это совет только для тех, кто привык действовать, для тех, кто готов быть хозяином собственной жизни, принять на себя полную ответственность за собственную судьбу, признать, что далеко не идеален и не так, может быть, хорош, как хотелось бы, но ведь ещё и не в конце пути, и потому всегда есть возможность - возможность измениться самому и изменить мир вокруг себя.


Часть 2. Кубок Грааля, или попробуй не искать повод...

Для того, что бы более продуктивно общаться с другими, необходимо несколько изменить свой взгляд на сам контакт, ведь вступая во взаимодействие, мы всегда совершаем некий обмен, и насколько он будет нас удовлетворять, зависит только от нас. Любое взаимодействие разных элементов приводит к изменению самого поля вариантов, появляется новая реальность, которой ещё за мгновение до этого не существовало.

Так же и в нашем общении возникает новый эмоциональный фон, новое отношение и новые эмоции. Это происходит всегда вне того, желаемы эти последствия или нет. Попробуй пробудить в себе искренний интерес к тому, с чем или с кем ты соприкасаешься, попробуй воспринимать любой контакт как нечто полезное и необходимое..

Однажды я услышал такое высказывание: «Попробуй не искать повода для расстройства и конфликта». «Очень интересная мысль», - подумал я. Ведь мы на самом деле всё время ищем для себя поводы, чтобы самовозбуждаться, это такой способ генерировать энергию. Но что мы создаём через возбуждение и быстрые эмоции, которые, как правило, всегда негативные? Я стал обращать внимание на эту нашу человеческую особенность. Не знаю почему, но я решил проверить гипотезу о том, что, возможно, самовозбуждаясь, человек запускает какие-то важные процессы собственного восприятия действительности, контроля себя, ситуации, может, это такое выражение инстинкта самосохранения?

За последние 100 лет появилось более 200 направлений психологической науки, и все они изучают науку о психике человека и её проявлениях. При этом существует устойчивое понятие «нормы» и «патологии», которые определяются посредством эмпирических наблюдений и конкретных частных случаев, которые так любят описывать психологи.

Если посмотреть на основной объём психологической литературы, он в бОльшей части состоит из описания конкретных частных случаев и попыток вывести из них некоторые закономерности. Это, как потрогав хобот слона, пытаться описать его внешность. И я долго не понимал, почему же, откуда у меня такое устойчивое отторжение при чтении подобных книг, почему всё время присутствует ощущение, что меня «лечат», пытаясь притянуть за уши конкретные ситуации к определению закономерностей? И вот что я понял.

Но до того, как я это скажу, важно отметить, что это моё частное мнение, и я просто его высказываю, потому что иначе мне нужно использовать такой же аналогичный инструментарий, чтобы опровергнуть зависимость общего (законов) от частного (случаев). А мне это не представляется возможным, так как я вижу, прежде всего, то, что различает и то, что даёт оригинальность и уникальность, а это другой, можно сказать, обратный подход.

Знаете, бывают линзы вогнутые и выпуклые, одни приближают, а другие, наоборот, отдаляют. Так и здесь, можно смотреть на проблему и искать истину через детализацию частных случаев, а можно попробовать отдалиться и в ситуации многообразия увидеть другое, что по сути не будет другим, ведь от того, что мы посмотрим на землю из космоса, песчинка в пустыне не изменит ни свои свойства, ни свой вид. Но наше восприятие земли очень преобразится.

Это означает, что субъективная реальность и наше восприятие мира зависят только от нашей настройки. И вот я подумал, что если предположить, что человек не просто сущность, не просто самонастраивающийся в своей психической реальности индивид, а всё же поддающийся со-настройке, и это доказывают открытия нейропсихологии - зеркальные нейроны, открытые в лаборатории Джакомо Риззолатти два десятка лет назад. Значит, человек – прежде всего социальный объект, и вся его внутренняя психическая реальность очень зависит от его социального коллективного – психического окружения, если хотите.

И тогда у меня возникает вопрос в отношении групповой психотерапии: а что происходит в группе в плане перераспределения ресурса (назовём его сейчас для простоты энергией, хотя я пока не понимаю, как его правильнее назвать)? Так вот, что происходит в группе, такого, что приносит некоторое облегчение участникам? Я предполагаю, что происходит выравнивание энергии, и это функция любой среды как некоего общего резервуара, где всё сначала смешивается, а затем вновь возвращается ко всем участникам группы, и это всё равно какая группа – психотерапевтическая или толпа на площади, или заполненный до отказа театральный или концертный зал.

Вот теперь становится понятна природа наших изменений и почему среда первична по отношению к человеку, соответственно, становится более понятно и почему, на самом деле, государство как мощный, прежде всего, социально направленный комплекс, всегда первично по отношению к конкретной личности. Частная энергия, генерируемая одним субъектом, смешиваясь с другими энергиями, приобретает новое качественное содержание и, возвращаясь к субъекту, изменяет его. Вот такой простой вывод, и по его простоте можно судить о его глубине.

Социальная среда – вот на самом деле кубок Грааля, который никто не может найти, потому что он у всех на глазах, потому что он здесь и сейчас, мы все находимся в нём, как те рыбы и так же, как они, не видим воду. Потому что пока мы часть, нам очень трудно увидеть целое, в данном случае, то, что нас всех и объединяет, и регулирует.


Наброски из новой книги «Загляни за горизонт» (выход в свет планируется в сентябре 2016 года). Использована иллюстрация к книге Елизаветы Казённовой.

Тэги: коммуникации счастье философия как быть счастливым как быть самим собой счастливые отношения

Оцените статью:
13

0|+13