Несколько лет назад подсчитал, сколько провожу времени в машине за месяц, у меня случился легкий шок: получилось почти 30 часов, т.е. больше суток или более полумесяца в год!
И это еще мало, потому что у нас нет в городе больших пробок на дорогах, где я обычно езжу. А там где пробки существенны люди проводят в машине ежегодно целый полный месяц, а порою и более!
Вдумайтесь в эту цифру, больше неконтролируемого и достаточно бесполезного для развития времени, около 3,5 месяцев, вы проводите только во сне (на самом деле и время сна можно проводить с большей пользой, но об этом попозже)!
Встает резонный вопрос - как можно с максимальной пользой и минимальным вредом это время занять? Как здраво рассуждал старина Кастанеда: «Мы либо делаем себя сильными, либо жалкими, количество усилий (и, я бы еще добавил, - времени) одинаковое».
Давайте посмотрим, как можно реально сделать себя сильнее находясь за рулем автомобиля.
Слушая за рулем дебильные и пошловатые радио-шоу явно сильнее не станешь, скорее быстрее деградируешь, поэтому первая рекомендация простая.
1. Слушайте за рулем полезные аудиозаписи
С помощью автомагнитолы, телефона, плейера и т.д. С развитием интернета и цифровых аудиоформатов стало очень просто сделать для себя и регулярно прослушивать действительно полезную подборку.
Хочу только предупредить, что эта и следующие рекомендации предназначены для водителей с уже определенным стажем и опытом вождения. Когда основные навыки уже «записаны в подкорку», машина водится без напряжения и можно освободить часть сознания на восприятие новой информации.
Итак, что, на мой взгляд, относится к полезным записям?
1.1. Ваши собственные аудиозаписи
Это различные четкие формулировки целей, желаний, а также внушения и программы самому себе, которые часто называют аффирмациями.
Давно доказано, что лучше всего воспринимаются и записываются в подкорку записи-команды, сделанные собственным голосом. Ну, так и надиктуйте и создайте себе аудиофайл из собственных полезных самовнушений. Можно, также, наложить их на спокойную музыку.
При этом лучше записывать предложения в настоящем времени и избегать отрицаний (например, частиц: «нет», «не», «никогда»). Где возможно указывайте конкретную желаемую дату осуществления цели.
Например, из двух вариантов «Я никогда не болею» и «Я всегда здоров» – лучше использовать второй. Или, в случае про настоящее время, - не «Я буду много путешествовать!», а «Я много путешествую!»
Другие возможные варианты:
1.Я выхожу на такой-то уровень дохода к такому-то году…
2.Я везучий человек, у меня все получается…
3.Я спокойный человек, меня трудно вывести из себя…
4.И.т.д. и т.п.
Пунктов может быть достаточно много. Слушать желательно ежедневно, хотя бы один раз.
Подробнее о правилах составления таких команд можно прочитать в моей статье: Что такое аффирмации
Я лично храню такие записи в электронном блокноте Evernote. Очень удобно! Подробнее об этой программе можно прочитать в этой статье.
1.2. Хорошая художественная литература
Постоянно и интенсивно читать сейчас не хватает времени, во всяком случае, мне. Думаю многим тоже. Выход – слушать аудиокниги. У вас могут быть любимые авторы и жанры, но в любом случае, думаю, обязательно для общего развития нужно читать всемирно известную классику. Например, из этого небольшого списка личных предпочтений (его конечно можно бесконечно расширять, но как «шпаргалка для ленивых» пойдет :).
Художественная литература. Знаменитые авторы и произведения.
1.3. Полезная профессиональная и специальная литература
Это книги и другая информация, помогающая вам развивать свои профессиональные навыки и компетенции. Не все подобные книги подходят для аудиоформата (так как в формате аудиофайла не передаются изображения, схемы и прочее), но все равно практически всегда можно сделать необходимую подборку.
1.4. Обучающая литература и учебные курсы
Сюда относятся различные книги, помогающие приобрести дополнительные полезные знания и навыки (курсы иностранных языков, книги по психологии и психотехникам, книги про успех и предпринимательство и т.д.).
В формате аудиокниг достаточно много литературы подобного плана на любой вкус и цвет. Поэтому проблем с выбором не будет.
1.5. Хорошая музыка
Опять же, у вас, скорее всего, есть свои сложившиеся музыкальные предпочтения, но для общего развития советую дополнительно включать в список треков вечную классику, хорошую инструментальную музыку, произведения всемирно известных композиторов, игру виртуозных музыкантов, вокал знаменитых исполнителей и т.д.
Опять же небольшие списки, кого и что не лишним будет послушать, для примера в этой моей статье: Музыка для души и эстетического развития
2. Планируйте и создавайте сообщения, письма, тексты
С развитием мобильных технологий, все больше возможностей открывается от использования систем распознавания речи.
Я уделил некоторое время, тщательно настроил свой смартфон на распознавание своего голоса и запуска необходимых приложений.
Теперь во время движения я могу голосом, не прикасаясь к смартфону, ставить задачи и встречи, делать заметки, отправлять сообщения и короткие письма, узнавать новости и даже надиктовывать достаточно большие тексты.
При этом я пользуюсь в основном тремя приложениями: Google Now, Яндекс-диктовка, Todoist.
Попробуйте, это действительно возможно и весьма эффективно!
3. Оттачивайте мастерство вождения
Следующий способ полезного времяпровождения за рулем автомобиля – повышение навыков, мастерства вождения и управления собственно вашим транспортным средством.
Это может не раз сыграть вам хорошую службу в жизни, плюс вы будете получать еще больше удовольствия от самого процесса вождения.
Конечно, для «полного счастья» очень рекомендую пройти хорошие курсы контраварийного вождения и там получить и отработать расширенные навыки управления автомобилем (там вас обучат и более серьезным упражнениям). Здесь же я опишу базовые упражнения.
3.1. Настройка на вождение
Все опытные гонщики и водители советуют перед началом движения, потратить минуту для настройки на вождение. Успокойтесь, соберитесь, переключитесь на дорогу и осознайте тот факт, что будете сейчас заниматься достаточно опасной для жизни и здоровья деятельностью. Можно помолиться, произнести личную мантру или еще каким либо близким способом усилить и закрепить настрой.
3.2. Управление педалью акселератора
Два хороших упражнения на развитие навыка дозирования нажатия педали газа:
1. Когда вы еще на стоянке, но с заведенным двигателем, попробуйте сделать простое упражнение. Нажимайте ногой на педаль акселератора так, чтобы стрелка тахометра принимала четкие значения: 10, 15, 20, 25. Стрелка должна становиться на нужную цифру как можно быстрее, после чего удерживайте ее ровно в этом положении не менее минуты. Это же упражнение можно делать и в пробке, если не сильно «газовать».
2. В движении можно делать похожее упражнение, но на этот раз, ориентируясь на стрелку спидометра. Т.е. некоторое время ехать строго с одинаковой скоростью 30 км.ч, 40 км.ч, 50 км.ч и т.д. Стрелка не должна отклоняться от выбранной скорости даже на одно значение. Тут важен еще такой момент, смотреть надо на дорогу, а не на спидометр, показания приборов нужно учиться «снимать» периферийным зрением (о его развитии дальше).
3.3. Управление педалью тормоза
Попробуйте научиться плавно и «филигранно» действовать педалью тормоза. При торможении у вас не должно быть ни покачиваний, ни «клеваний» в каждой фазе до полной остановки (при последующем трогании, кстати, тоже). Если у вас есть пассажир, он вообще не должен почувствовать остановки. Учитесь при этом четко прогнозировать места остановки и останавливаться точно в отведенном себе месте.
3.4. Переключение передач
Если у вас машина с ручной коробкой передач, попробуйте научиться такому стилю вождения, чтобы езда при переключениях скоростей была максимально плавной без каких бы то не было рывков и качаний.
3.5. Развитие навыков прогнозирования и периферийного зрения
Можно вообще весь процесс вождения превратить в сплошной процесс концентрации и динамической медитации.
Выглядит это так. Вы смотрите прямо на дорогу (и это надо делать, т.к. куда смотришь туда и едешь). Оцениваете, как обычно всю дорожную обстановку.
Но постепенно стараетесь расширить «конус» своего зрения и учитесь захватывать периферийным зрением все больше и больше пространства вокруг машины (включая и зеркала заднего вида). Причем нужно научиться не просто смотреть, но и видеть, замечать изменения, детали, прогнозировать и упреждать ситуацию.
Вот остановился автобус на остановке, возможно, сейчас кто-нибудь «бросится» перебегать дорогу из необозреваемой зоны, следовательно, надо сбавить скорость и увеличить дистанцию. А вот слева дети бегут по дороге и смотрят на другую сторону, возможно сейчас будут перебегать, сбавляем скорость, продолжаем отслеживание…
А вот к нерегулируемому перекрестку справа «нервный товарищ» на скорости приближается, возможно, захочет проскочить, реагируем… А здесь справа припаркованный автомобиль собирается трогаться, а вы у него почти в слепой зоне, плюс слева пошел товарищ на опасный обгон притормаживаем, пропускаем обоих… Да тут еще и яма на дороге, надо не попасть в нее... И так далее и тому подобное…
Отслеживая такие огромные объемы информации вы сами по себе войдете в определенное трансовое состояние концентрации и в тоже время медитативного наблюдения. При реагировании всегда советую следовать старому проверенному правилу 3Д: «Дай дорогу дураку».
Для тренировки периферийного зрения можно дополнительно учиться читать боковые вывески и другие надписи, а также учиться одновременно «охватывать взором» без поворотов головы ситуацию на дороге, показания приборов и зеркала заднего вида (хотя бы на уровне пятен и силуэтов для начала).
4. Займитесь физическими упражнениями
Есть определенный набор упражнений, которые можно делать за рулем, на стоянке и при движении. И в этом есть смысл, особенно при достаточно долгих переездах.
Дело в том, что организм водителя постоянно подвержен эмоциональным и физическим нагрузкам. Однообразная поза, постоянные однотипные мышечные усилия, высокое напряжение нервной системы. Не зря у профессиональных водителей развивается целый букет разных профессиональных болячек, связанных, прежде всего, с позвоночником и застоем крови.
Частично решить проблему можно правильной посадкой за рулем и практикой специальных упражнений за рулем.
О различных упражнениях и гимнастике за рулем можно почитать здесь, здесь и здесь.
Удачи вам за рулем! И помните, что автомобиль - не только «средство передвижения», но и настоящий полигон для саморазвития ;)
PS. Возможно, у вас есть свои методы и советы чем можно с пользой занять себя за рулем, пишите в комментариях.
Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии "Код Феникса. Технологии изменения жизни". ПОСМОТРЕТЬ...
Спасибо, Сергей! Классные рекомендации! Я тоже очень не люблю терять время в машине и, вообще, в дороге. Всегда стараюсь хотя бы что-нибудь полезное послушать.
Ответить Оцените коммент:Спасибо за отзыв, Евгения! Рад, что материал оказался полезным для вас!
Ответить Оцените коммент:А я наоборот люблю водить машину, причем в тишине, чтобы ничего не отвлекало от дороги, пункт 3.1 особенно важен для меня, всегда настраиваюсь на дорогу, пока собираюсь, хоть и не гонщик)
Ответить Оцените коммент:Очень полезная и интересная информация, буду пробовать все по очереди пока не найду то что мне подходит.
Ответить Оцените коммент:Я слушаю аудиокниги обычно. Иначе просто времени на книги не будет. А вот рекомендация про тренировку периферийного зрения очень понравилась, нужно будет попробовать сегодня же.
Ответить Оцените коммент:Здравствуйте, Ник! Рад, что статья оказалась полезной вам!
Ответить Оцените коммент:Про аудиокниги - самая замечательная идея! Читать люблю, но все время страдала, что за рулем этого не получается делать, даже в пробках. Сейчас столько хороших записей появилось, в том числе бесплатных, от энтузиастов.
Ответить Оцените коммент:Да, Марина, вы правы!
Ответить Оцените коммент:Я аудиокниги постоянно слушаю за рулем. И время быстрее идет, и пользу приносит. Советую.
Ответить Оцените коммент:Я за рулем слушаю аудиозаписи на английском языке. Язык я знаю хорошо, а произношение не очень, аудиозаписи помогают.
Ответить Оцените коммент:Полезные советы не только для тех, кто за рулем, но и для пассажиров. Мы ведь тоже в тех же самых пробках стоим, время теряем. У меня на такой случай всегда аудиокнига наготове.
Ответить Оцените коммент:Здравствуйте, Ольга! Кстати, да, вы правы!
Ответить Оцените коммент:Можно, конечно, более продуктивно проводить время, находясь за рулем, особенно когда стоишь в пробке. Главное, чтобы это не ослабляло бдительность на дороге.
Ответить Оцените коммент:Я обычно слушая за рулем аудио книги или музыку.. Ни когда бы не подумал, про собственные аудиозаписи, нужно будет обязательно попробовать и оценить результат. Спасибо за полезную статью!
Ответить Оцените коммент:Неплохие рекомендации, но вот насчет аудиокниг я бы поспорила. Мне кажется, это будет очень сильно отвлекать внимание.
Ответить Оцените коммент:Нет, Анна, это практически никак не отвлекает. Другое дело, что нужно иметь уже определенный опыт вождения.
Ответить Оцените коммент:Слушать музыку за рулём сейчас обычное дело, этим никого не удивишь. А вот комплекс упражнений за рулём, это очень интересно. Думаю стоит попробовать.
Ответить Оцените коммент:Мне кажется, что прослушивать аудиокниги можно только если движешься по трассе. В городе они будут отвлекать.
Ответить Оцените коммент:Можно и в городе. Но сначала надо стать хорошим водителем.
Ответить Оцените коммент:Пока не попробовала, думала, что вообще не в состоянии буду воспринимать книги на слух, но теперь они стали обязательным атрибутом моих поездок на машине.
Ответить Оцените коммент:Да, все достаточно комфортно воспринимается. Я тоже не мыслю машину без книг.
Ответить Оцените коммент:Это для опытных водителей, а если ты еще новичок, тут одно развитие – изучение дороги, передвижений, знаков и т. д., и т. п… Чокнуться можно.
Ответить Оцените коммент:Поймал себя на мысли, что гораздо лучше "идут" в машине уже знакомые книги - те, что когда-то давно читал на бумаге. И от дороги сильно не отвлекает, и приятно вспомнить полузабытое.
Ответить Оцените коммент: