Наверное, в каждой семье можно вспомнить случаи, когда ребенок брал что-то без разрешения, и родители становились в тупик: как это квалифицировать: воровство? Непослушание? И как на это реагировать?

Ребенок взял деньги из маминого кошелька и что-то себе купил. Что это? Или вынес из дома принадлежащую не ему вещь и играл ею во дворе. Как отнестись?

Прежде чем наказывать, разберитесь.

Дети до определенного возраста не делают различия между "своим" и "чужим". Какое же оно чужое, если дома? Оно "наше", а значит, и "мое". Логично? Мама берет, папа берет, старшая сестра берет, так почему ему, младшему нельзя? А мы часто называем это воровством и начинаем бить тревогу: у нас испорченный ребенок.

Не спешите. Понимание того, что вещь "чужая" приходит не сразу, и это надо ребенку объяснять. С вещами проще, ребенок довольно быстро понимает правила, касающиеся вещей, а вот с деньгами все сложнее. Мы сами спешим навесить ярлык воровства и бьем тревогу только потому, что это деньги, для многих болезненная тема. А ребенок не испорченный, просто ему вовремя не привили правильные привычки.



Итак, несколько правил на тему "дети и деньги".


Правило первое.

Определенная (конечно, небольшая) сумма денег должна дома находится в определенном, доступном для всех месте. И каждый член семьи может по необходимости или по поручению родителей купить что-то для семьи (продукты, например). Или взять себе на проезд или на завтрак в школе определенную сумму, но обязательно по согласованию со старшими. При этом дети будут чувствовать, что им доверяют, и они включены в распоряжение семейным бюджетом.


Правило второе.

Дети должны участвовать в семейном совете по распределению бюджета. Это не значит, что при них обсуждают все финансовые вопросы семьи. Но участвовать и выражать свое мнение дети должны иметь право. Опять же, они чувствуют, что к ним прислушиваются, что у них тоже есть право голоса.


Правило третье.

У детей должны быть карманные деньги в сумме, адекватной их возрасту. Они должны учиться распоряжаться своими средствами, разумно их распределяя на различные нужды. И надо им в этом помогать. И лучше давать деньги не каждый день, а на неделю. В этом случае ребенок скорее научится разумному распоряжению деньгами.


Правило четвертое.

Если вдруг случился неприятный инцидент, и ребенок взял без спроса деньги, ни в коем случае не называйте его вором. Ведь это уже клеймо. Ребенок не плохой, он просто поступил плохо. Покажите ему, что вы огорчены. И, даже если вы его накажете, сделайте это так, чтобы он понимал, что вы его любите, но он должен нести ответственность за плохой поступок. Реагируйте сдержанно, без паники и истерики.


Правило пятое.

Никогда за один проступок не наказывайте дважды. И не напоминайте впоследствии о совершенном. Принцип здесь такой: объяснили, наказали, забыли.


На самом деле это тема для большого разговора, но даже если придерживаться этих несложных правил, то проблема "дети и деньги" чаще всего разрешается довольно успешно.

Тэги: детям о деньгах воспитание воспитание детей

Оцените статью:
14

-3|+17