Одна из трудностей, с которыми сталкиваются родители, это когда дети не вписываются в родительские представления об идеальном ребенке. Вообще, несовпадение идеала и реальности приносит много боли и трудностей в жизнь любого человека, а особенно больно ранятся об это несовпадение те, кто начинает делать что-то новое. В частности, воспитывать ребенка.
«Нетрудно плыть на волне благополучия, когда уже установлено равновесие. Трудным является новое. Новый лед. Новый свет. Новые чувства.»
Идеальный образ ребенка часто складывается из тех частей:
- Навязанные окружением стереотипы.
- Качества, которые родители хотели бы иметь сами, но не имеют. Или думают, что не имеют.
- То, что действительно важно для родителей. Их личные, собственные представления о том, какими качествами должен обладать человек.
Первые два пункта очень отравляют жизнь родителям. Родители пытаются воспитать ребенка, опираясь исключительно на чужие правила, мнения и опыт. В то время, как у родителей самих есть интуиция, есть связь с собственным ребенком, которая называется бондингом и помогает родителям лучше понимать ребенка. Понимать не головой, а чувствами, интуитивно чувствовать, что нужно ребенку.
Второй пункт – отдельная песня. Родители пытаются вырастить вместо ребенка более счастливую версию себя. Они хотят видеть в ребенке то, что не позволяют себе. Замечу так же, что больше всего родителей раздражает в ребенке то, что раздражает или отрицается в самих себе.
Родитель не позволяет себе делать что-то, что очень хочет. Это чаще всего касается реализации талантов, или просто проявлений и выражений некоторых чувств. Почему так происходит с человеком – это отдельный вопрос, отдельная глубокая работа по проработке отношений с собственными родителями, и, иногда, психологических травм.
Важно сначала увидеть, как вы взаимодействуйте с ребенком, слышите ли вы его, учитываете ли его особенности при воспитании и, в частности, при выборе его занятий, кружков, секций. Часто родители жалуются, что ребенок не хочет ходить на какие-то занятия, а хочет, по словам родителей, «заниматься какой-то ерундой». Если порасспрашивать родителей, почему им важно, чтобы ребенок посещал те или иные занятия, или развивал в себе определенный талант, скорее всего окажется, что родители сами хотели развить в себе этот талант, или заниматься тем, куда они водят ребенка. Если еще дальше углубиться в расспросы, размышления и воспоминания, то можно найти причины, почему родитель выбрал такой путь – реализовать свои способности и желания через ребенка, а не прямо через себя.
Суть в том, что, когда родители начинают видеть и осознавать, как они реализуют себя через ребенка, начинаются изменения. Очень сложно и в тоже время, приятно, увидеть собственные пути развития, одновременно предоставляя ребенку выбор, каким ему быть, и чем заниматься.
Третий пункт – это то, что важно именно для родителей, то, что идет от души, от сердца, от собственных представлений о том, каким должен быть в их представлении человек. Конечно, эти представления тоже складываются под воздействием окружения, но есть важное отличие от второго пункта – родитель мягко направляет ребенка по жизни, прислушивается к нему, проявляя одновременно твердость и бережность в воспитании каких-либо качеств, или предлагая различные занятия.
Третий пункт самый важный и самый бережный для психики ребенка.
Растить и себя, и ребенка, с уважением, пониманием и бережностью – самый экологичный путь развития личности.
Я как взрослый человек вижу ошибки, совершённые моими родителями, и стараюсь своего сына воспитать по-другому. Однако знаю много людей, которые воспитывают детей точно так же как воспитывали их, повторяя все ошибки. Наверное. причина в психологии.
Ответить Оцените коммент:Конечно, причина в психологии. Видеть и осознавать ошибки родителей - это не так просто, как кажется.
Ответить Оцените коммент:У нас нет того, что можно было бы назвать "профессиональной подготовкой родителя". Где готовят к тому, чтоб воспитывать ребенка? Правильно, нигде. А это работа сложнее любой другой. Но почему-то считается, что ее может делать почти каждый.
Ответить Оцените коммент:Есть разные психологические группы для родителей, это можно считать подготовко
Ответить Оцените коммент:Есть группы для родителей, которые ведут психологи, это и есть в каком-то роде, профессиональная подготовка родителей. Но, конечно, жаль, что не все находят такие группы, не у всех есть время и деньги туда ходить.
Ответить Оцените коммент:Я некоторое время хотела видеть в своей дочери себя - решительную, активную, деятельную. И слава богу, мне вовремя хватило ума понять и принять - моя девочка не будет такой. Она - интересная, умная, скромная - очень хорошая, но другая. Иногда, честно говорю - я ее не понимаю, потому как сама бы в какой-то конкретной ситуации поступила бы иначе. Но я не имею права личность менять. Себя - могу. Других - нет.
Ответить Оцените коммент:Золотые слова, Ольга!
Ответить Оцените коммент:Дети считают своих родителей за образец. И это постоянный образец для них, можно сказать, непрерывный, поэтому так важно установить взаимопонимание.
Ответить Оцените коммент:Дочка становится похожа на меня по характеру и по поведению. Иногда она меня просто копирует.
Ответить Оцените коммент:А интересно, дети как-то осознают или ощущают, когда они совсем маленькие, что из них родители "лепят" себя, того себя, который не состоялся? Или это только с возрастом приходит?
Ответить Оцените коммент: