"Самоисследование динамики восприятия сновидений"

Сон – это чудо матери-природы, вкуснейшее из блюд в земном саду.
В.Шекспир
В глубине ваших надежд и желаний лежит особое молчаливое знание "запредельного"; и, как семена, спящие под снегом, ваше сердце видит сны о весне. Верьте снам, ибо в них скрыты врата в вечность….
Д. Х. Джебран

Всю нашу жизнь, наше поведение в мире сна раскрывает историю нашего существования. Оно отражает каждый поворот хода событий, каждый кризис, каждое изменение. В сущности, наше поведение во сне выявляет наше истинное отношение к ситуации и к связи партнёров ещё до того, как мы начинаем сознавать эти отношения в дневном мире.

По представлению древнего человека, душа не умирает, а сон есть как бы временная смерть тела. Дикарь был убеждён, что во сне его посещают духи умерших предков, которые руководят им в повседневной жизни. Племена стоявшие на низком уровне культуры, руководствовались сновидениями при выполнении обрядов, ритуальных праздников и церемоний. При помощи сновидения древний человек находил свой фетиш, тотем, своего гения-покровителя. Из библии мы узнаём о снотолкователях, существовавших в древние времена. В древнем Египте различали сновидения посылаемые богом добра Гором и духом зла Сетом. Древнегреческий писатель Артемидор Эфесский (II век до н.э.) составил обширный труд "Толкование сновидений", отразивший весь предшествовавший опыт снотолкования; обратим внимание на одно из его замечаний: "узнай характер человека прежде, чем толковать его сны, чтобы не сделать ошибки". В российских народных представлениях кошмарный сон почти повсеместно считали делом домовика (его называли "сам", "он", "хозяин" – по свидетельству А. Балова).

Во взглядах первых натурфилософов Древней Греции отражается догадка о связи сна с прекращением работы органов чувств: душа во сне неразумна и находится состоянии забытья, как бы выключенном из связи с окружающим миром (по Гераклиту); человек в сновидениях создаёт свой собственный внутренний мир. Сновидения по Сократу, выражают голос совести и этому голосу нужно следовать. Согласно Платону, содержание сновидений зависит от того, какая из трёх составных частей души ("мыслящая", "бодрая", "животная") спит, а какая бодрствует: первой из них он придаёт значение божественных откровений. В "Республике" Платона содержится мысль, могущая быть предтечей взглядам З. Фрейда: "Фактически у каждого из нас, даже у тех, кто пользуется наибольшим уважением, есть ужасные, злые и противозаконные желания, которые проявляются в сновидениях". Аристотелем в двух небольших трактатах ("О сне", "О вещих снах") даётся оценка физиологическому объяснению сна: образы сновидения суть не что иное, как продукт деятельности наших органов чувств, как остатки чувственных впечатлений. Знаменитый оратор Древнего Рима Цицерон подверг критике весь опыт снотолкования: душа во сне остаётся без управления и порождает путаные представления – сны так часто обманывают, что верить им нельзя ("Лжецу не верят и тогда, когда он сказал однажды правду").

Согласно взглядам Гиппократа и Галена, сновидения могут иметь значение при распознавании и лечении болезней. Средневековые мыслители, повторяя идеи древних, высказывают и собственные соображения. Английский философ Бэкон подметил, что внутренние органические возбуждения во сне проецируются на внешний мир. Гоббс - трактовал сновидения как продукт воображения спящего: религии произошли из неумения отличать сны от бодрствования, а вера в пророческий смысл сновидений – такое же заблуждение, как вера в колдовство и духов.

Научные школы XVII и XIX веков уделяли мало внимания оценке сновидений. Немецкий философ Фихнер весьма скептически высказался по этому поводу: "в сновидении психологическая активность как бы перемещается из мозга разумного человека в мозг ''дурака". Феерическая картина сновидений объясняется, Альфредом Мори: "набором признаков деградации интеллектуальных и умственных способностей", представляющих собой редукцию психической активности во сне; автор подчёркивает сходство сновидения с бредом. Иммануил Кант видел в сновидениях важную биологическую функцию "естественной регуляции", обладающей неким "целебным эффектом". "Вот почему воображение обычно активно работает во сне у тех, кто ложиться спать с полным желудком… долгий сон даже у здорового организма мог бы привести к полному истощению жизненной силы".

Эту же целебную функцию сновидений отметил психолог Роберт: "Человек, лишённый способности видеть сновидения, через некоторое время впадает в безумие, ибо масса несформировавшихся, обрывочных мыслей и поверхностных впечатлений будет накапливаться у него в мозгу и подавлять те мысли, которые должны целиком сохраняться в памяти". Немецкий учёный Шернер в практике "Жизнь сновидения" рассматривает их как творческий акт бессознательной силы духа, творческой фантазии, а также строит целое учение о символике внутренних органов и их функций в сновидении (например, кишечник символизируется в виде узкой и грязной изгибающейся улицы с низкими домишками).

В русской науке о сне и сновидениях привлекают внимание взгляды А.Н. Радищева: "Воззри на сон. Если хочешь вообразить, что душа твоя есть раб твоего тела, и каково будет состояние её по смерти, то рассмотри, что есть сон, и познаешь. Первое, когда мечты исполняют главу твою, скажи, властен ли ты на их произведение? Сновидения твои столь же мало от тебя зависят, как и от твоего понятия". В определённой мере подобная точка зрения предвосхитила рефлекторную природу сновидений. Согласно И.М. Сеченову, сновидение есть "психический рефлекс" (вспомним о движениях спящего, связанных со сновидениями, сноговорениями, отражающими сновидное переживание), при котором особое значение имеют "тёмные ощущения и чувства", исходящие из внутренних органов. Психолог и философ Н.Я. Грот в книге "Сновидение как предмет научного анализа" коренную особенность этого явления видит в "ослаблении впечатлительной энергии восприимчивости и направленной энергии мышления", а "виртуозность" сновидений имеет случайный характер; тем самым автор не ограничивается одним анализом элементов феномена, а пытается определить механизм образования и структуру сновидения. И.Г. Оршанский одним из первых ставит вопрос о взаимоотношении в этом процессе сознательной и бессознательной сфер. "Каждый сознательный элемент сновидений есть лишь освещённая верхушка массы психического материала, находящегося в бессознательной области".

В 20-м столетии наши знания о мире сна необычайно расширились. Признание и анализ значения снов Фрейдом, Юнгом, Адлером (основоположники научного метода исследований сновидений), Боссом, Бинсвангером, Перлзом; открытие связи между быстрыми движениями глаз (БДГ) и сновидениями, сделанное Азеринским и Клейтманом, продолжающаяся работа многих исследователей химии мозга (Бергер, Девис, Лумис, Хаборт, Харвей и др.), гормональной активности и нарушений сна (Павлов, Пэрн, Семке, Сеченов и др.) – все эти важные открытия похожи на куски мозаики, которую раньше не удавалось сложить должным образом.

Психотерапевт Ф. Перлз считал, что сон – это послание человека самому себе с сообщением о том, кто он, собственно, такой и какова его жизненная настоящая ситуация. Ги Де Мопассан писал: "Постель, мой друг, - это вся наша жизнь. Здесь мы рождаемся, здесь мы любим, здесь мы умираем".

Моё внимание привлекли книги научных исследователей снов, таких авторов, как: Гарфильд, Гроф , Данкелл, Джонсон, Келзер, Криппнер и Диллард, Лаберж, Лотман, Минделл, Семк, Тарт, Шепперд и, прежде всего, конечно, книги упомянутых выше учёных. А также ненаучные литературные источники: Врублевская, Кастанеда, Марез, Тарнаруцкий и др.

Начиная понимать, что существует другая, весьма реальная вселенная, в которой мы проводим треть своей жизни, - вселенная сна, с её собственным, особым масштабом опыта – я могу теперь надеяться, посредством изучения собственной жизни в этой вселенной, открыть новый способ взглянуть на самого себя. И можно ожидать, что эта перспектива прольёт свет на существо моей натуры. Ведь: " То, как мы спим, отражает то, как мы живём".

Передо мной встали вопросы: осознаём ли мы в полной мере наши творческие возможности? Если бы у нас было орудие, с помощью которого мы могли бы открывать потаённые кладовые творчества для решения наших повседневных задач, как бы мы пользовались этим орудием?

Из перечисленных выше литературных источников особый интерес вызвали авторы, исследующие осознаваемые, активные сновидения: Гарфильд, Грин, Келзер, Лаберж и Рейнголд, Марез, Минделл, Тарт и др. Из русских – К. Тарнаруцкий.

"Осознаваемое сновидение есть сновидение, в котором спящий во время сна осознаёт, что видит сон. В таком сновидении спящий, достигая полной ясности сознания, с абсолютной уверенностью понимает, что всё зримое и ощущаемое – сон, и эта необычная убеждённость даёт такой уровень свободы и личной силы, который недостижим в обычном сне. Традиционные теории сновидений в большинстве своём просто не в состоянии объяснить феномен осознаваемого сновидения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при наличии стольких затруднений интеллектуального свойства осознаваемое сновидение так долго игнорировали. Переживание осознаваемых сновидений предлагает людям конкретный путь увеличения психологической и интеллектуальной свободы в сфере, которая для многих остаётся неведомой. Эта сфера, пусть в большинстве своём и неизведанная, действительно существует, а её потенциал и возможности беспредельны".


Что такое - осознанное сновидение?

Цель - осознать во сне, что это сон, а затем, уже не теряя осознанности, выполнить определённые действия, например, изучить мир своего сновидения. Взлететь в воздух и пронестись через моря, страны, континенты. Встретить любого интересного вам человека (хоть Сократа, хоть Кастанеду), задать ему любые интересующие вопросы. Нырнуть под воду и познакомиться с подводным миром сновидения. Да всё что пожелаете! Достаточно помнить, что это ваш сон, и там нет ничего невозможного. Дыши под водой, летай в облаках, переносись мгновенно в любое интересующее тебя место, вручай Оскаров на своё! усмотрение, превращай дома в цветы и что угодно во что угодно, знакомься, спрашивай, узнавай…

С чего начать?

Перед тем как заснуть, вы должны настроится на то, что в своём сне вы вспомните и осознаете что это – ваш Сон. Это необходимо пожелать каждой клеточкой своего тела, всем своим существом.… Понять чуть ли не жизненно важную необходимость этого, поверить для этого необходимо выявить те преимущества, которые откроются перед вами в осознанном сновидении. Достаточно вспомнить, что мы проводим во сне около 1/3 всей своей жизни. Осознанность в сновидении – это доступ к огромному количеству информации, к своему подсознанию. Стоит ли терять это драгоценное время?

Время, проведённое в осознанном сновидении не соответствует реальному времени, при определённом опыте, в сновидении можно за реальную пару часов провести 2-3 полноценных дня. Вы только представьте, сколько можно узнать за это время, что пережить! Часто встречаются "многосерийные сны. А какие закрученные сюжеты! Книги писать можно. Кроме того, следует помнить, что все полученные в сновидении положительные эмоции, при пробуждении переносятся в реальность!

Тогда и начинается самое интересное!

Прежде всего, необходимо знать, что вы являетесь единственным и полноправным хозяином всего, что вы видите в своём сне. Изучите этот новый мир, не забывая об этом. Попробуйте взлететь вверх. Для этого достаточно помнить, что это ваш сон, знать, что каждый может лететь во сне, верить в это, и, собственно взлететь.

Никакой особой техники здесь нет. Захотел, посмотрел вверх и взлетел. Легко и непринуждённо. Можно вытянуть вперёд руки и оттолкнуться от земли. В конце концов, можно зайти за угол. Там есть такой магазинчик, где выдаются напрокат специальные крылья, всего за 15 коп/час. Это укрепит вашу веру.

Летайте, плавайте, ныряйте, изучайте мир своего сновидения. Потрогайте на ощупь шершавость стен, прохладу стекла. Опять повторите себе "Это мой сон!" и погрузите руку в стекло, как в воду. Найдите холодильник с продуктами, попробуйте на запах и вкус кусочек колбаски, клубнику.… Пожелайте оказаться на красивом острове. Посмотрите в небо, вдохните аромат воздуха.… Познакомьтесь с обитателями своего сна. Общайтесь, дружите. Научитесь танцевать, играть на гитаре, защищать себя, прикатитесь на автомобиле вашей мечты, создайте свой автомобиль. Здесь нет ничего не невозможного. Абсолютно ничего!

Научившись легко осознавать себя в своих сновидениях, можно заняться более практичными вещами.

Можно организовать собрание всех знаменитостей и мудрецов этого мира, живущих и почивших. Рассадить их в огромном зале, выйти на трибуну и поведать им о своих проблемах, планах идеях. Выслушать и проанализировать их советы и пожелания. Этакий мозговой штурм. Потрясающая техника!

Можно спланировать свой рабочий день, отработать наиболее важные встречи, поговорить со своим начальником, прокрутить несколько вариантов развития событий. Вобщем, я повторяюсь. Можно всё!

Одна из самых практичных техник – обучение чему-либо и искоренение своих страхов".

Вполне объяснимо, что основы творчества соответствуют замечанию психоаналитика А. Адлера о том, что различия между мышлением в бодрствующем состоянии и во сне весьма незначительны и вполне сопоставимы; во сне связь с действительностью ослабевает, но не прерывается. Фактически речь идёт о продолжении мыслительной работы, начатой в дневные часы. Однако следует отметить, что доказательства этим фактам черпаются из весьма старых источников или даже литературных произведений. Вспомним поэтическую мысль Лукреция Кара:

Я в тайны природы проникнуть стремлюсь
Мой ум озадачен загадкой глубокой.
И даже во сне я мечтаю, несусь
К решенью загадки и тайны высокой.

Существуют свидетельства, что Данте предлагал при пробуждении варианты сонетов своей возлюбленной Беатриче, сочинённых во сне. О способности к творчеству во сне писали художники пера: А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Г.Р. Державин, Лафонтен, Вольтер, музыканты: Бетховен, Шуман, Вагнер, Н.А. Римский-Корсаков, художники: (вот как описывает Лион Фейхтвангер этот процесс творческого вдохновения у Ф. Гойи: "проснувшись на утро, он уже знал, что будет делать. Замысел стоял перед ним видимый, осязаемый"). Многие научные открытия также опирались на творческую деятельность мозга учёных в спящем состоянии: общеизвестный факт кристаллизации Д.И. Менделеевым во сне периодической системы элементов, другими исследователями научных систем в теории математики: Гаусс. Маньян, Пуанкаре, естествоиспытателями: Г. Гельмгольцем, В.М. Бехтеревым. Альберт Энштейн утверждает, что именно во сне ему удалось раскрыть некоторые важнейшие аспекты теории относительности. Декарт, общепризнанный отец современного научного мышления, задумал основные положения своих работ по методологии, математике и физике в трёх отдельных снах в течение одной ночи в 1619 году. Сэр Фредерик Грант Бантинг именно в сновидении открыл методику, благодаря которой стало возможным производство инсулина. В 1844 году у Эллиаса Хау было символическое сновидение, которое помогло ему в разработке швейной машины, делающей закрытый стежок. Нильс Бор открыл структуру атома. Немецкий химик-органик Фридрих Кекула открыл формулу бензола во сне; видимо, этими весьма показательными фактами и объясняется его патетический призыв "Давайте же видеть сны – может быть тогда, мы обретём истину".

Осознанный сон не является гипнагогическим состоянием. Гипнагогическое состояние – это такое пограничное состояние сознания, которое наступает между бодрствованием и засыпанием. Такое состояние доступно большинству людей. В нём человек осознаёт образы, исходящие из его бессознательного ума, - иногда один-единственный образ, а иногда целую совокупность образов, - которые выстроены в последовательность и все вместе ощущаются как сон. В гипнагогическом состоянии человек способен поддерживать некоторый сознательный контроль над этими образами, поскольку он продолжает частично бодрствовать. Кроме того, в этом состоянии человек может по желанию сосредоточить внимание на любом из образов или позволить какому-то образу отступить, чтобы сосредоточиться на другом. Или он может пренебречь всеми образами и позволить себе "уснуть", полностью утратив сознание. Нам же он может, намеренно приложив усилие, выйти из гипнагогического состояния и полностью вернутся к состоянию бодрствования.

Несмотря на то, что между состоянием осознаваемого сна и гипнагогическим состоянием есть некоторое сходство, это два разных состояния. Главное их сходство в том, что в обоих состояниях человек знает, что при желании мог бы осуществлять некоторую умышленную режиссуру образов, возникающих в его сознании. Насколько я понимаю, одно из главных различий между двумя этими состояниями является позиционным. Гипнагогическое состояние находится между бодрствованием и бессознательным состоянием, тогда как осознаваемый сон находится целиком в пределах обычного сна. Иногда гипнагогическое состояние можно использовать, как средство для вхождения в осознаваемый сон.

Однако даже в этих случаях ясно видны отличия между двумя состояниями, и у сновидца, переходящего от гипнагогического состояния в состояние осознаваемого сна, как правило, бывает отчётливое ощущение пересечения некой границы. Когда сновидец, воспользовавшись такими средствами, полностью входит в состояние осознаваемости, он обычно теряет связь с гипнагогическим состоянием или интерес к нему по мере развёртывания осознаваемого сновидения оставляет его позади.


Гипнопомпия – состояние, непосредственно предшествующее полному пробуждению. По субъективным характеристикам подобно гипнагогии.

Меня заинтересовали подходы, техники работы с осознанными сновидениями. К сожалению, в доступной мне литературе не нашлось полноценной методики по взаимодействию со снами. Хотя практические знания Гарфильд, Монро - оказали на меня большое влияние.

Мне стало известно, что, вспомнив о практике вынашивания сновидений, бытовавшей в древности в Египте и в Греции, психолог Генри Рид разработал подход, с помощью которого люди могли бы попытаться вызывать, вынашивать сновидения, могущие дать ответы на конкретные вопросы, поставленные перед сновидящими. Другой психолог – Гейл Делани, - следуя методике Рида, обучала небольшую группу людей выбирать определённую ночь, свободную от отвлекающих и беспокоящих факторов, для того, чтобы заняться вынашиванием сновидений, способствующих решению проблем. Перед отходом ко сну члены её группы описывали в своих журналах сновидений всё, чем они занимались в течение дня, и как они себя чувствовали. Дэвид Фолкс и М.Л. Гриффин обучали испытуемых "управлению сновидением".

Эдгар Кейси был первым, кто на практике обучал людей просить помощи у своих сновидений. Для своего времени теория Кейси была на удивление полной, в ней утверждалось, что сновидения отражают физическое состояние человека, его прошлые переживания и/или – воздействие духовных сил. Кейс рекомендовал сновидящим перед отходом ко сну принимать твёрдое решение на счёт того, по какому злободневному вопросу они желали бы получить наставление. Подобное решение, как считал Кейс, управляет осознанностью во время сна и помогает сконцентрироваться на получении ответа.

Способность Сикрайста (ученика Кейса) задавать вопросы, ещё находясь в сновидении, типично для тех сновидений, в которых сновидящие, судя по всему, принимают активное участие в процессе порождения содержания. Некоторые пошли ещё дальше, добившись полного осознания того, что они видят сон, часто при этом манипулируя своими сновидениями. Когда сновидящий отдаёт себе отчёт в том, что он спит и видит сон, подобное сновидение называется "осознаваемым" (прозрачным). Практика "йоги сновидений" в тибетском буддизме сосредоточена на способности сохранять осознанность во время сна.

Однако традиции индуистской йоги предписывают остерегаться подобных манипуляций со сновидениями; взамен предлагается разновидность медитации, которая описывается как "растворение в свете".

Об осознаваемых сновидениях было известно ещё Аристотелю. Он отмечал, что нередко во время сна в сознании человека существует нечто, говорящее ему о том, что всё, что происходит – сновидение, "спящий воспринимает, что он спит и осознаёт состояние сна, при котором это восприятие возникло в его уме".

Во втором издании своей книги "Толкование сновидений", вышедшем в 1909 году, Фрейд отмечал, что некоторые люди с лёгкостью осознают, что спят и видят сны и способны управлять своими сновидениями. Он описал один из своих собственных снов, в котором оказался в весьма "сексуально возбуждённой" ситуации. Достигнув состояния осознанности, он решил: "Я не должен продолжать этот сон и истощать себя поллюцией".[69]. Патриция Гарфильд избрала иной подход в своих осознаваемых сновидениях, две трети из которых были связаны с "потоком сексуальной энергии". Почти в половине из них Гарфильд испытывала "оргазмический взрыв".

Философ и математик Бетран Рассел часто доводил себя до полного изнеможения, упорно трудясь над абстрактными математическими проблемами, а затем отправлялся спать. Решение поставленных задач, по его словам нередко происходило в сновидениях.

Бельгийский художник Рене Магритт утверждал, что его "преднамеренные" сновидения, испытанные, очевидно, в состоянии бодрствования, были источником многих парадоксальных образов на его полотнах. Итальянский художник Джорджо де Кирико относился к сновидениям как "источнику вдохновения" и советовал "постоянно следить за… всеми образами, представляющимися нашему уму". Испанский сюрреалист Сальвадор Дали – по его собственным утверждениям - обладал замечательной способностью к использованию преднамеренно вызванных сновидений.

Работы Лабержа, Хирн и других исследователей наглядно показали, что всё, что происходит во внутреннем мире во время сновидения и, особенно во время осознаваемого сновидения может создавать такие физические эффекты в мозгу и теле сновидящего, которые не менее реальны, чем те, что создаются сходными событиями во внешнем мире. Эта информация важна и в теоретическом и практическом смысле. В плане теории, эти данные иллюстрируют тот факт, что субъективные психические события могут быть параллельны событиям в объективном физическом мире. С практической стороны, полученные данные поддерживают использование умственных образов в психотерапии, и возможно даже при лечении таких заболеваний, как раковые опухоли.

Могут ли люди, желающие использовать осознаваемые сновидения для разрешения проблем, научиться их видеть? Чарльз Тарт представил ряд предварительных данных о том, что гипноз и внушение могут помогать людям в обретении способности к осознаваемым сновидениям. Лаберж называет достаточную мотивацию и способность вспоминать сны в качестве необходимых условий для осознанного сновидения.

Позднее Лаберж повторял свои попытки в лаборатории сна и расширил поле деятельности, подключив к эксперименту и других людей. Со временем он обучил своих испытуемых видеть осознанные сновидения, демонстрируя их успех при помощи заранее оговорённых перед засыпанием движений глаз.

Многие методики показались мне слишком громоздкими, но у каждого исследователя я взял себе "на вооружение" часть его знания. Впервые, о взаимодействиях со снами, об осознанных сновидениях я узнал из книг К. Кастанеды. А. Минделл помог через свою книгу освоить начальные шаги в практике сновидений. От П. Гарфильд и С. Грин научился осознавать себя во сне и сознательно видоизменять образы и символы сновидения и отношение к ним, прямо во сне. Колоссальное влияние на меня оказали книги Т. Мареза. Можно сказать, что они помогли мне философски переосмыслить собственную жизнь и начать практически исследовать сновидения. Но простая и действенная техника, которую можно было полностью использовать – всё же отсутствовала.


Постепенно я создал собственную технологию, авторскую модель работы со сновидениями, под названием: "Teofil training technology"("Теофил-тренирующая техника"), или просто: ТТТ. Отличительной особенностью её является доступность и лёгкость выполнения, а также следующие моменты:

  • Перед засыпанием необходимо контролировать своё дыхание (определённый счёт при вдохе, выдохе и паузах между ними), комбинация счёта может быть любой, (я пользуюсь счётом: "8-4-8-4", взятым из техники Т. Мареза).
  • Необходимо закрыть глаза и расслабить тело.
  • Поза может быть любой, но, желательно, удобной.
  • Окружающая обстановка - желательно, спокойная.
  • Сон продолжается в среднем 20 минут.
  • Если перед сном задаётся вопрос, то он должен быть чётко и ясно сформулирован (на конкретный вопрос приходит конкретный ответ).
  • Обязательно записывать все свои сновидения (можно кратко, в виде конспекта).

Начало практического выполнения моей технологии схоже с выполнением трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги. Техника трансцендентальной медитации – это приёмы концентрации внимания, т.е. практика дхьяны (дхианы). Методику ТМ отличают простота и относительная лёгкость выполнения. Для начинающего важно – не касаться интеллектуальной области, не думать. Первичный курс ТМ не требует овладения специальными позами и проводится сидя на стуле или лёжа. В последующем ТМ проводится регулярно дважды в день по 20 минут. Ученик медитирует, непрерывно повторяя свою личную мантру, давая уму полную свободу. При проведении ТМ рекомендуется избегать больших усилий в концентрации внимания. При последовательной тренировке ученик выходит на особый уровень сознания, которое в ТМ описывается как состояние полного удовлетворения, блаженства, абсолютного осознания сущего. В последующем ставится цель – использовать ТМ как средство управления чувствами и умом при сохранении активного образа жизни.

У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами, они принимали свои неврозы весьма спокойно. Кстати, воздействию медитации подвержена сердечно-сосудистая система; во время медитации нормальный ритм сердечных сокращений замедляется, а регулярная практика ведет к понижению кровяного давления.

Подытоживая, можно сказать, что людям, кто продолжительное время и с успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты с практикующими ТТТ: повышенный интерес к внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности.

Метод работы со снами Ч. Тарта позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстранённо наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях – понять причины возникновения и развитие этой ситуации, эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые способы её решения. А ТТТ – непосредственно информирует о возможностях решения проблем.

ТТТ и методика П. Гарфильд совпадают по актуальности. Они необходимы: "чтобы поднять себя на более высокий уровень, а затем вернуться назад, принося в реальную жизнь лучшие различные формы, критерии и размеры. В этом смысл и цель настоящей практики осознанных сновидений".

ТТТ и методика О.Р. Монро схожи в самом начале: "во время дневных экспериментов в качестве релаксации применялся приём «отсчёта». По ночам просоночное состояние трансформировалось в ставшее уже знакомым состояние вибрации – теплоты. Дыхание ртом стало автоматическим, затем к нему добавились эксперименты с «настройкой челюстью»".

Практикующие ТТТ могут: научиться контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобрести чувство глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшить психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной целью техники. Она положительно влияет на творческие способности (креативность), увеличивает чувствительность восприятия, эмпатию, чувство самоконтроля. Также ТТТ - может ускорить достижение зрелости, морального и когнитивного развития; приумножения умственных способностей, академических достижений, самоактуализации.

Мир сна – это столь же реальное состояние бытия, как мир дня, - мы не живём во сне в состоянии "выключения", мы просто живём в нём иначе. Телесный и мыслительный опыт ночи также полон смысла, как и в дневном мире. Значение снов давно установлено, признана острота мышления во сне. Полное выражение человеческой сути достигается ночью так же, как и при свете дня.

Продолжение следует...

Тэги: саморазвитие cила мысли духовный рост развитие личности самообразование

Оцените статью:
8

0|+8