Программа повышения квалификации
«ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Тема: Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков (10 часов)
- Современные медицинские и клинико-психологические данные о нарушениях высших психических функций у детей и подростков.
- Проявление общих и специфических закономерностей в развитии детей в норме и патологии.
- Компенсаторные возможности ВПФ в детском возрасте.
- Нейропсихологические подходы в коррекции нарушений психического развития детей.
- Методологические, технологические основы построения индивидуальных коррекционных программ при нарушениях развития в детском возрасте.
- Возможности медицинской и нейропсихологической коррекции нарушений развития.
Тема: Методы коррекции поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте (10 часов)
- Экстернализирующие расстройства: агрессивное, импульсивное, эксплозивное поведение. Роль перинатальных факторов в формировании экстернализирующих расстройств.
- Проблематичное поведение при нарушениях развития: задержка психического развития (ЗПР), минимальная мозговая дисфункция (ММД), расстройства аутистического спектра (РАС).
- Нарушения поведения психогенного характера.
- Первая консультация: формирование запроса, сбор анамнеза, психодиагностика.
- Структурированное клиническое интервью, использование родительских анкет и опросников.
- Планирование психотерапии. Выбор методов и формы работы. Составление коррекционных программ. Критерии эффективности психотерапии.
- Когнитивно-поведенческие методы в практике детского психолога. Программы коррекции для агрессивных и импульсивных детей.
- Формирование навыков и развитие произвольности и самоконтроля. Преимущество групповой формы работы.
- Обзор методов сказко- и игротерапии (рекомендуется предварительное прохождение отдельных тематических семинаров по сказко- и игротерапии).
- Коррекция взаимодействия с ребенком в семье. Эффективные родительские приемы, формы работы с родителями.
Тема: Психосоматические расстройства у детей и подростков (10 часов)
- Определение психосоматического расстройства, общая характеристика и степень выраженности.
- Психосоматические расстройства у детей дошкольного и школьного возраста: факторы возникновения, особенности течения.
- Методы диагностики и диагностические критерии.
- Классификация психосоматических расстройств.
- Психологические модели психосоматических расстройств и их значение в детско-подростковой практике.
- Психогенные расстройства и соматогенные психологические нарушения.
- Особенности семейных взаимоотношений и их влияние на формирование психосоматической патологии. Сиблинговые конфликты.
- Соматизация тревоги, депрессии.
- Модели психотерапии при энурезе, энкопрезе, нарушениях пищевого поведения, психогенных болевых синдромах.
- Интегративная психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков (артерапия, сказкотерапия и др.).
- Формирование моделей совладающего поведения.
- Разбор клинических случаев.
- Основные принципы коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими психосоматические расстройства.
Тема: Психотерапия эмоциональных нарушений у детей (10 часов)
- Виды эмоциональных расстройств.
- Эмоциональная привязанность как основа благополучного эмоционального развития.
- Формирование привязанности в раннем возрасте.
- Причины и последствия нарушений привязанности в диаде мать-дитя.
- Триангуляция, роль отца в воспитании малыша.
- Клинические проявления эмоциональных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. Жалобы и запросы родителей при обращении к клиническому психологу.
- Детские страхи. Невротические и возрастные. Основные функции страхов с точки зрения различных теоретических подходов.
- Диагностика и дифференциальная диагностика. Обзор диагностических методов.
- Принципы и методы профилактики и психокоррекции детских страхов.
- Тревожные расстройства. Виды и особенности проявления у детей.
- Расстройства депрессивного спектра. Возрастные аспекты, клинические признаки, специфика диагностики. Схемы психотерапии.
- Обзор психотерапевтических подходов и методов. применяемых в работе с эмоциональными нарушениями. Факторы и критерии эффективности.
- Методы арттерапии (песок, рисунок, лепка), игротерапии, сказкотерапии. Диагностические и терапевтические модели работы.
- Интегративный подход: применение когнитивно-бихевиоральной психотерапии в сочетании с глубинно-символическими методами.
- Разбор клинических случаев.
Тема: Девиации поведения в подростковом возрасте (зависимости и созависимости) (10часов)
- Понятие зависимости. Особенности зависимого поведения у подростков.
- Понятие созависимости. Особенности психологической работы с созависимыми отношениями с подростком и его семьей.
- Типичные установки созависимых родителей. Иллюстрация и совместный разбор конкретных примеров.
- Наиболее частые типы семейных ситуаций зависимого подростка: матери-одиночки, разведенные родители, дети-сироты, родители, употребляющие алкоголь и психоактивные вещества, многодетные семьи, брошенные дети, усыновленные дети.
- Особенности поведения подростков в зависимости от семейной ситуации, выбор оптимальной формы работы в каждом из случаев.
- Поведенческие типы родителей (подавляющие, демонстративные, игнорирующие, обесценивающие, тревожные) и соответствующий выбор наиболее эффективной формы работы психолога.
- Формы семейной работы: ребенок-родитель, ребенок-два родителя, работа с родителями без ребенка. Правила, границы, удержание в работе. Работа с чувствами в семье. Работа с личностными границами всех членов семьи.
- Работа с виной, стыдом у всех членов семьи. Заключение «контракта» в семье. Моральное насилие в семье.
- Работа с сопротивлением. Задачи психолога, тактика работы: поддержка, жесткость правил, проработка личностной невключенности.
Тема: Кризисные состояния у детей и подростков: ПТСР, насилие, горе, суицидальное поведение (10 часов)
- Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков:
- основные проявления и диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков;
- особенности течения и стратегия психотерапии ПТСР у детей и подростков.
- Насилие:
- диагностические признаки насилия, инцест, психологическое и эмоциональное насилие, буллинг (школьная травля);
- психологические последствия перенесенного насилия;
- схема групповой и индивидуальной работы с детьми, пережившими сексуальное насилие.
- Горе:
- формирование понятия «смерть» в онтогенезе;
- критические периоды горя, симптомы горя, протекание процесса горевания у детей;
- нормальное и патологическое горе;
- психотерапевтические техники и схемы индивидуальной и групповой работы с детьми, перенесшими утрату близких;
- рекомендации учителям и родителям: «Как помочь ребенку пережить горе».
- Терминальные состояния:
- умирающие дети;
- горе в семейной системе.
- Суицидальное поведение:
- мотивационные суицидальные комплексы (диагностика и коррекция);
- антисуицидальные факторы (использование в психотерапевтическом процессе);
- факторы суицидального риска у детей и подростков;
- психотерапия суицидального поведения:
- интервенция, принципы и задачи кризисной психотерапии;
- депрессивные расстройства (возрастные особенности), принципы работы, схема первого интервью, схемы лечения депрессий у детей и подростков;
- поственция – оказание психотерапевтической помощи ближайшему окружению (родственники, друзья) суицидента после осуществления им самоубийства;
- работа с детьми и подростками, совершившими суицидальную попытку (разбор клинических случаев);
- экстренная психологическая помощь детям и подросткам в кризисной ситуации;
- показания к применению различных методов психотерапии, анализ психотерапевтических методик;
- обучение новым формам поведения, поиск выхода из кризисных ситуаций, простраивание временной перспективы.
Тема: Психоаналитические методы в работе с детьми и подростками ( 10 часов)
- Психоаналитические теории развития: теории психосексуального развития и объектных отношений.
- Архетип младенца и конфликты детской души.
- Роль матери и отца в развитии детской психики.
- Стадии детского эго-развития по Э. Нойманну.
- Типология личности: экстраверсия и интроверсия, функции сознания.
- Основы диагностики и аналитических техник: наблюдение, комментарии, интерпретации, анализ бессознательного, толкование симптомов
- Рисуночные техники: серийное рисование, мандалы, комплексная диагностика личности
- Диагностика образа семьи и детско-родительских отношений: рисунки «Три дерева», «Заколдованная семья».
- Определение особенностей реакции на фрустрацию – рисунок «Барашек в бутылке».
- Терапевтический потенциал работы с символикой четырех стихий, раскрепощение и контейнирование аффекта.
- Работа со сказками, мифами и историями: сказкодиагностика, архетипические карты, психологические настольные игры.
- Анализ клиентского случая через сопоставление с мифом
- Проективные карты: индивидуальные и групповые формы работы, различные варианты психологических колод, применение настольных игр «Диксит», «Имаджинариум».
- Активное воображение и направленные фантазии: работа с родительскими фигурами, чувствами страха и стыда, вытесненным материалом, личным пространством.
- Игровые методы: символика игры и игрушек, построение мира, расстановки с игрушками, проигрывание сюжетов.
- Толкование сновидений: стадии работы с образами сна, техника амплификации.
Тема: Психокоррекция детско-родительских отношений ( 10 часов)
- Семья, как единица психического анализа.
- Методы семейной диагностики (рисунок семьи, анализ семейных взаимоотношений (ABC)).
- Нарушение межличностной коммуникации в семье.
- Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.
- Особенности семейной психотерапии в системе лечения нервно-психических расстройств.
- Семейная поведенческая терапия:
- Коррекция стиля воспитания.
- Коррекция детско-родительских отношений.
По окончании программы выдается документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Здравствуйте. Я бы очень хотела получить ссылку на этот вебинар, но ссылка, которую вы указали показывает ошибку. Не могли бы Вы отправить ссылку на этот вебинар?
Ответить Оцените коммент:Заранее огромное спасибо!