||| Сложности в жизни? Стрессы и депрессия? Пора все изменить ;) ! Посмотреть рекомендации...

СТАТЬИ | ФОРУМЫ | ВЕБИНАРЫ | КУРСЫ И УРОКИ

Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков

Программа повышения квалификации

«ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Тема: Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков (10 часов)

  • Современные медицинские и клинико-психологические данные о нарушениях высших психических функций у детей и подростков.
  • Проявление общих и специфических закономерностей в развитии детей в норме и патологии.
  • Компенсаторные возможности ВПФ в детском возрасте.
  • Нейропсихологические подходы в коррекции нарушений психического развития детей.
  • Методологические, технологические основы построения индивидуальных коррекционных программ при нарушениях развития в детском возрасте.
  • Возможности медицинской и нейропсихологической коррекции нарушений развития.


Тема: Методы коррекции поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте (10 часов)

  • Экстернализирующие расстройства: агрессивное, импульсивное, эксплозивное поведение. Роль перинатальных факторов в формировании экстернализирующих расстройств.
  • Проблематичное поведение при нарушениях развития: задержка психического развития (ЗПР), минимальная мозговая дисфункция (ММД), расстройства аутистического спектра (РАС).
  • Нарушения поведения психогенного характера.
  • Первая консультация: формирование запроса, сбор анамнеза, психодиагностика.
  • Структурированное клиническое интервью, использование родительских анкет и опросников.
  • Планирование психотерапии. Выбор методов и формы работы. Составление коррекционных программ. Критерии эффективности психотерапии.
  • Когнитивно-поведенческие методы в практике детского психолога. Программы коррекции для агрессивных и импульсивных детей.
  • Формирование навыков и развитие произвольности и самоконтроля. Преимущество групповой формы работы.
  • Обзор методов сказко- и игротерапии (рекомендуется предварительное прохождение отдельных тематических семинаров по сказко- и игротерапии).
  • Коррекция взаимодействия с ребенком в семье. Эффективные родительские приемы, формы работы с родителями.


Тема: Психосоматические расстройства у детей и подростков (10 часов)

  • Определение психосоматического расстройства, общая характеристика и степень выраженности.
  • Психосоматические расстройства у детей дошкольного и школьного возраста: факторы возникновения, особенности течения.
  • Методы диагностики и диагностические критерии.
  • Классификация психосоматических расстройств.
  • Психологические модели психосоматических расстройств и их значение в детско-подростковой практике.
  • Психогенные расстройства и соматогенные психологические нарушения.
  • Особенности семейных взаимоотношений и их влияние на формирование психосоматической патологии. Сиблинговые конфликты.
  • Соматизация тревоги, депрессии.
  • Модели психотерапии при энурезе, энкопрезе, нарушениях пищевого поведения, психогенных болевых синдромах.
  • Интегративная психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков (артерапия, сказкотерапия и др.).
  • Формирование моделей совладающего поведения.
  • Разбор клинических случаев.
  • Основные принципы коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими психосоматические расстройства.


Тема: Психотерапия эмоциональных нарушений у детей (10 часов)

  • Виды эмоциональных расстройств.
  • Эмоциональная привязанность как основа благополучного эмоционального развития.
  • Формирование привязанности в раннем возрасте.
  • Причины и последствия нарушений привязанности в диаде мать-дитя.
  • Триангуляция, роль отца в воспитании малыша.
  • Клинические проявления эмоциональных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. Жалобы и запросы родителей при обращении к клиническому психологу.
  • Детские страхи. Невротические и возрастные. Основные функции страхов с точки зрения различных теоретических подходов.
  • Диагностика и дифференциальная диагностика. Обзор диагностических методов.
  • Принципы и методы профилактики и психокоррекции детских страхов.
  • Тревожные расстройства. Виды и особенности проявления у детей.
  • Расстройства депрессивного спектра. Возрастные аспекты, клинические признаки, специфика диагностики. Схемы психотерапии.
  • Обзор психотерапевтических подходов и методов. применяемых в работе с эмоциональными нарушениями. Факторы и критерии эффективности.
  • Методы арттерапии (песок, рисунок, лепка), игротерапии, сказкотерапии. Диагностические и терапевтические модели работы.
  • Интегративный подход: применение когнитивно-бихевиоральной психотерапии в сочетании с глубинно-символическими методами.
  • Разбор клинических случаев.


Тема: Девиации поведения в подростковом возрасте (зависимости и созависимости) (10часов)

  • Понятие зависимости. Особенности зависимого поведения у подростков.
  • Понятие созависимости. Особенности психологической работы с созависимыми отношениями с подростком и его семьей.
  • Типичные установки созависимых родителей. Иллюстрация и совместный разбор конкретных примеров.
  • Наиболее частые типы семейных ситуаций зависимого подростка: матери-одиночки, разведенные родители, дети-сироты, родители, употребляющие алкоголь и психоактивные вещества, многодетные семьи, брошенные дети, усыновленные дети.
  • Особенности поведения подростков в зависимости от семейной ситуации, выбор оптимальной формы работы в каждом из случаев.
  • Поведенческие типы родителей (подавляющие, демонстративные, игнорирующие, обесценивающие, тревожные) и соответствующий выбор наиболее эффективной формы работы психолога.
  • Формы семейной работы: ребенок-родитель, ребенок-два родителя, работа с родителями без ребенка. Правила, границы, удержание в работе. Работа с чувствами в семье. Работа с личностными границами всех членов семьи.
  • Работа с виной, стыдом у всех членов семьи. Заключение «контракта» в семье. Моральное насилие в семье.
  • Работа с сопротивлением. Задачи психолога, тактика работы: поддержка, жесткость правил, проработка личностной невключенности.


Тема: Кризисные состояния у детей и подростков: ПТСР, насилие, горе, суицидальное поведение (10 часов)

  • Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков:
    • основные проявления и диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков;
    • особенности течения и стратегия психотерапии ПТСР у детей и подростков.
  • Насилие:
    • диагностические признаки насилия, инцест, психологическое и эмоциональное насилие, буллинг (школьная травля);
    • психологические последствия перенесенного насилия;
    • схема групповой и индивидуальной работы с детьми, пережившими сексуальное насилие.
  • Горе:
    • формирование понятия «смерть» в онтогенезе;
    • критические периоды горя, симптомы горя, протекание процесса горевания у детей;
    • нормальное и патологическое горе;
    • психотерапевтические техники и схемы индивидуальной и групповой работы с детьми, перенесшими утрату близких;
    • рекомендации учителям и родителям: «Как помочь ребенку пережить горе».
  • Терминальные состояния:
    • умирающие дети;
    • горе в семейной системе.
  • Суицидальное поведение:
    • мотивационные суицидальные комплексы (диагностика и коррекция);
    • антисуицидальные факторы (использование в психотерапевтическом процессе);
    • факторы суицидального риска у детей и подростков;
    • психотерапия суицидального поведения:
      • интервенция, принципы и задачи кризисной психотерапии;
      • депрессивные расстройства (возрастные особенности), принципы работы, схема первого интервью, схемы лечения депрессий у детей и подростков;
      • поственция – оказание психотерапевтической помощи ближайшему окружению (родственники, друзья) суицидента после осуществления им самоубийства;
      • работа с детьми и подростками, совершившими суицидальную попытку (разбор клинических случаев);
    • экстренная психологическая помощь детям и подросткам в кризисной ситуации;
    • показания к применению различных методов психотерапии, анализ психотерапевтических методик;
    • обучение новым формам поведения, поиск выхода из кризисных ситуаций, простраивание временной перспективы.


Тема: Психоаналитические методы в работе с детьми и подростками ( 10 часов)

  • Психоаналитические теории развития: теории психосексуального развития и объектных отношений.
  • Архетип младенца и конфликты детской души.
  • Роль матери и отца в развитии детской психики.
  • Стадии детского эго-развития по Э. Нойманну.
  • Типология личности: экстраверсия и интроверсия, функции сознания.
  • Основы диагностики и аналитических техник: наблюдение, комментарии, интерпретации, анализ бессознательного, толкование симптомов
  • Рисуночные техники: серийное рисование, мандалы, комплексная диагностика личности
  • Диагностика образа семьи и детско-родительских отношений: рисунки «Три дерева», «Заколдованная семья».
  • Определение особенностей реакции на фрустрацию – рисунок «Барашек в бутылке».
  • Терапевтический потенциал работы с символикой четырех стихий, раскрепощение и контейнирование аффекта.
  • Работа со сказками, мифами и историями: сказкодиагностика, архетипические карты, психологические настольные игры.
  • Анализ клиентского случая через сопоставление с мифом
  • Проективные карты: индивидуальные и групповые формы работы, различные варианты психологических колод, применение настольных игр «Диксит», «Имаджинариум».
  • Активное воображение и направленные фантазии: работа с родительскими фигурами, чувствами страха и стыда, вытесненным материалом, личным пространством.
  • Игровые методы: символика игры и игрушек, построение мира, расстановки с игрушками, проигрывание сюжетов.
  • Толкование сновидений: стадии работы с образами сна, техника амплификации.


Тема: Психокоррекция детско-родительских отношений ( 10 часов)

  • Семья, как единица психического анализа.
  • Методы семейной диагностики (рисунок семьи, анализ семейных взаимоотношений (ABC)).
  • Нарушение межличностной коммуникации в семье.
  • Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.
  • Особенности семейной психотерапии в системе лечения нервно-психических расстройств.
  • Семейная поведенческая терапия:
    • Коррекция стиля воспитания.
    • Коррекция детско-родительских отношений.


По окончании программы выдается документ:
удостоверение о повышении квалификации установленного образца.


 

Тэги: обучение психология воспитание детей

Ведущий вебинара

 

Комментарии (1) +добавить комментарий

  • Гюля

    Здравствуйте. Я бы очень хотела получить ссылку на этот вебинар, но ссылка, которую вы указали показывает ошибку. Не могли бы Вы отправить ссылку на этот вебинар?
    Заранее огромное спасибо!

    Ответить Оцените коммент:
    0

 

Наверх ^