Программа состоит из четырех модулей, общей продолжительностью 24 часа.
1 модуль: основы когнитивно-поведенческой терапии.
Общая характеристика КПТ. Различные направления в когнитивно-поведенческой психотерапии. Философия прагматизма и функционализма. Теория высшей нервной деятельности И.П. Павлова.
Классический бихевиоризм: теории Э. Торндайка, Дж. Уотсона. Необихевиоризм: теории Э. Толмена, К. Халла. Оперантный бихевиоризм: теория Б. Скиннера.
Когнитивный поворот в науке. Социальный бихевиоризм: теории Д. Мида, Д. Долларда, Н. Миллера, теория личностных конструктов Дж. Келли, теория моделирования А. Бандуры, теория каузальной атрибуции Дж. Роттера, теория выученной беспомощности М. Селигмана.
2 модуль: поведенческая терапия
Методы классического обусловливания в поведенческой терапии: «систематическая десенсибилизация» Дж. Вольпе, «контактная десенсибилизация», «скрытая десенсибилизация», «эмотивное воображение», «ролевая игра».
Методы оперантного обусловливания в поведенческой терапии: «цепной метод», «негативная практика», «стимульное пресыщение», «изоляция», «наблюдение», «штраф», «порицание», «кратковременное физическое удержание», «использование неприятных безвредных веществ», «исправление», «жетонная система».
Методы социального обусловливания в поведенческой терапии: «имитация и моделирование», «самоподкрепление», «ведение записей», «метод ограничений», «постановка целей, управление временем», метод самоинструкции Д. Мейхенбаума, мультимодальная терапия поведения А. Лазаруса.
3 модуль: рационально-эмотивная терапия А. Эллиса.
Общая характеристика РЭТ. «Кодекс невротика». Структура психических механизмов в терминах и понятиях РЭТ. Уровни организации обработки информации. Ценностные умозаключения и автоматические мысли. Механизмы ошибочных умозаключений и их роль в формировании психических проблем.
Теоретический и практический разбор основного похода КПТ – АВС-анализ.
Теория, практическая работа по выполнению техник: «Переформулирование», «Поиск альтернатив», «Исследование выгод и издержек», «Создание правдоподобной и выгодной альтернативы», «Управление силой верования».
Проведение «Сетевого анализа». Теория, практическая работа по выполнению техник: «Реатрибуция», «Градиентные изменения», «Когнитивный синтез», «Когнитивная модификация через поведенческие изменения», «Ролевые игры».
Создание и использование шкал, контроль субъективной величины выраженности реакций.
4 модуль: когнитивная терапия А. Бека.
Общая характеристика КТ. Когнитивная модель, цели и задачи терапии. Структура первой и последующих целей КТ. Анализ основных познавательных (когнитивных) искажений в восприятии, обработке информации и формировании умозаключений.
Коррекция основных познавательных искажений: «Чтение мыслей», «Гадание», «Катастрофизация», «Использование ярлыков», «Обесценивание», «Негативный фильтр», «Сверхобобщение», «Дихотомическое мышление», «Долженствования», «Эксцентрические персонализации», «Обвинение», «Несправедливые сравнения», «Ориентация сожаления», «Что, если…».