Просторы интернет "кишат" инструкциями на тему: как правильно выбрать чайник, дверь или телевизор. Эффект от ошибки в выборе тренера, на мой взгляд гораздо серьезнее. Плохой чайник может испортить вам завтрак, плохой тренер - в лучшем случае вообще ничего не изменит, в худшем - может испортить вам жизнь.


Теоретики и практики.

Многие люди, которые обучаются, не осознают простой вещи: Между "знать" и "применять на практике" - целая пропасть. И еще одна пропасть между "применять на практике" и "уметь" это делать хорошо.

Поэтому всех тренеров я условно разделяю на 2 категории: "теоретики" и "практики".

"Теоретиками" я называю людей, которые обучают других тому, что сами они не использовали в жизни. Это приводит к тому, что их ученики не могут применить полученные знания на практике. К примеру: такой тренер может учить вас забивать гвозди. Он правильно расскажет вам, что для этого нужно использовать молоток, но при этом будет держать его не за ручку, а за головку. Какая ценность в таких знаниях? Забить гвоздь вы не сможете, хотя будете использовать правильный инструмент.

"Практики" - это люди, чьи знания подтверждены их собственным опытом. Только такие знания реально могут принести вам пользу.


"Что" "как" и "почему".

В тренинге "теоретиков" вы обычно получаете только ответ на вопрос "что делать". Например, вам рассказали, что нужно делать, чтобы повысить продажи. На первый взгляд это кажется достаточным. Действительно: нам рассказали что нужно делать, мы пойдем - сделаем и все будет хорошо. Но вот здесь-то и кроется проблема. Если вы попытаетесь делать то, что вам сказали, вы тут же наткнетесь на вопрос "как". Как это делать ? Поэтому лучше всего задать этот вопрос тренеру во время обучения. "Теоретик", который сам не применял то о чем рассказывает, на ваш вопрос "как" снова начнет отвечать "что делать". Он не может ответить на этот вопрос. Поэтому его знание будет почти бесполезным для вас. Вы не примените его в жизни. В моем понимании - это плохой тренер.

Если тренер рассказывает, как именно это делать - это означает, что у него есть в этом опыт. Это - "практики".

Но наилучшими тренерами я считаю тех, кто кроме вопросов "что" и "как" может ответить на вопрос "почему". Это означает, что у тренера есть не только опыт, но и его осознание. Причины, по которым я считаю важным вопрос "почему":

  1. Доверие к информации. Многие люди по разным причинам не анализируют критически получаемую ими информацию. Потом они либо не используют ее, либо делают ошибки. Если вы не из них, то знание ответа на вопрос "почему происходит так" или "почему нужно делать так" дает вам убежденность в том, что вы на правильном пути. Это дает мотивацию и позволяет делиться таким знанием с другими.
  2. Понимание сути. Как известно: понимание закономерностей важнее знания большого количества фактов. Если вы знаете ответ на вопрос "почему" - вам легче приспособить полученное знание к вашей конкретной ситуации. Вы понимаете что влияет существенно, а что является просто деталями.
  3. Как следствие из (2) - вы совершаете гораздо меньше ошибок из за неправильной трактовки знания, забывания или путаницы.


Откуда берутся "теоретики"?

К сожалению, у нас в стране зачастую люди, которые не умеют ничего делать, идут учить других. Наши вузы по прежнему год за годом выпускают "специалистов", которые бесполезны. (Подробнее об этом здесь). Реальные потребности общества никак не соотносятся со специальностями и количеством выпускников. Например, учителей наши вузы выпускают в 6 раз больше чем рабочих мест для них. Кроме того психологические факультеты ежегодно "выбрасывают" на рынок тысячи психологов. Как вы думаете чем все они занимаются? Часть из них, конечно устраиваются в медицину, остальные - идут в образование. Но поскольку, как сказано рабочих мест для них - нет, многие начинают частную практику. Не имея опыта в бизнесе они, нимало не сомневаясь, начинают вести "бизнес-тренинги". Такие "тренеры" более или менее умело "развлекают" публику, при этом снабжая их отрывочными знаниями из книг, которые они сами не осознали.


Итог

Отличить "теоретика" от "практика" очень легко. Задайте ему простой вопрос: Какое у него образование? Сколько времени он сам применял то чему он учит ? Например, спросите тренера по менеджменту: сколько лет он работал руководителем, сколько людей находились в его подчинении? Спросите консультанта по работе с персоналом: сколько людей в своей жизни он нанял на работу? Попросите их привести примеры по тренингу из их собственной практики. "Практики" обычно отвечают по существу. "Теоретики" уходят от ответа или начинают рассказывать о своем стаже в образовании.

Вам сразу все станет ясно.

Тэги: практические навыки тренинги обучение практика

Оцените статью:
10

0|+10