• Любите красивую инструментальную музыку? Послушайте новую вдохновляющую музыку для души от композитора Сергея Бородина! Перейти к прослушиванию...

  • В консультировании мне нередко приходится сталкиваться с феноменом, который в христианской психологии образно назван духом сиротства. Дух сиротства могут иметь как люди, выросшие неполных семьях, так и выросшие в семьях, где были оба родителя. Но в большей степени состояние сиротства свойственно тем, у которых не было (в процессе роста и развития) одного или обоих родителей и не произошло в дальнейшем их принятия такими, каковы они есть. Трудность помощи людям с духом сиротства состоит в том, что этот «дух» невозможно «изгнать», что это отсутствие, а не наличие чего-то в психике человеке, а именно отсутствие в его внутреннем пространстве поддерживающих и любящих родительских фигур.

    Истоки сиротского духа – в непризнанности, непринятии и отвержении человека собственными родителями. Кстати, когда отец уходит из семьи может восприниматься душой ребенка как сильнейшее отвержение, ибо «хороших детей папы не бросают».

    Сирота (как психологическое состояние) – это человек, который знает, что в трудной ситуации он не будет защищен, что мир ("взрослые") против него, что ему придется преодолевать жизненные трудности в одиночку, что все разговоры об искренности и любви – всего лишь попытка раскрутить человека на откровенность, чтобы потом им воспользоваться. Бенефис сироты, его триумф, его победа: публичное разоблачение отца или старших (отцовских) фигур, доказательство ("основанное на фактах") их неправоты и ничтожности. Сирота – по своей природе, бунтарь, но его отличие от конструктивного бунтаря – ему нужна победа ради ощущения собственной правоты, а не ради результата или общего блага.

    Характеристики сиротского сердца

    1. Отверженность — одна из особенностей мышления сироты. Он испытывает чувство собственной неполноценности, если что-то пошло не так. Но, порой, компенсирует его гиперуверенным и вызывающим поведением.

    2.Неуверенность в себе. Заниженная самооценка. Психологические сироты ищут подтверждения своей значимости.

    3.Жизнь в страхе за своё будущее, за то, что «все хорошее рано или поздно закончится», в страхе бедности, в страхе разоблачения.

    4.Мышление нищеты (к примеру, у ребенка, которого усыновили, остается страх, что ему не хватит еды).

    5.Независимость. Выживают в одиночку. Избегают чувства искренней принадлежности к чему-либо или к кому-либо.

    6.Недостаток доверия. Сироты не доверяют старшим, поскольку их отвергли самые важные в его жизни старшие – его родители.

    7.Они не способны выполнять обещания, держать данное слово, поскольку дают их ситуационно и легкомысленно.

    8.Нацелены на денежный результат в большей степени, чем на реализацию более высоких ценностей: близости, порядочности, верности.

    Дух сиротства проявляется совершенно неожиданным образом в партнерских взаимоотношениях. Люди с духом сиротства, в отношениях прокручивают своеобразный паттерн: они очень располагают к себе человека, "влюбляют" в себя, а затем, разрывая связь в момент наивысшей открытости, таким образом мстя миру и жизни в лице своего партнера за собственную брошенность. Происходит это, подчеркиваю, неосознанно.

    Симптомы сиротства проявляются в зависти, соперничестве, неспособности доверять, любить, прощать, быть верным и преданным человеком, нетерпимости к правде другого человека. "Существует только два мнения: моё и неправильное" – это о психологии сироты.

    Для того, чтобы понять, есть ли в Вас дух сиротства, Исследуйте свое сердце по следующим признакам:

    1. Отношение к миру и к жизни

    Сироты: Видят жизнь негативно. Они порой чувствуют, что должны бороться с жизнью, выживать, или же ищут различные магические способы «задобрить» её. Они часто остаются с ощущением, что есть что-то еще, что они должны сделать или привести в порядок, перед тем как их жизнь наладится. Для сироты Бог не просто Господин, но и строгий начальник. Они ценят Бога за то, что могут от Него иметь.

    Сыновья: Смотрят на возникающие в жизни ситуации позитивно, как на возможности. Видят Бога как любящего Отца, который принимает их безусловно. Они знают, что безусловная любовь никогда не основывается на делах того, кто ее принимает. Вот почему им не надо сражаться или действовать каким-то определенным образом, чтобы «заслужить» любовь. Им известна тайна любви, они не зависают на невзаимных отношениях, спокойно уходят, если не переживают ответной любви.

    2. Зависимость

    Сироты: Отрицают возможность получения помощи, не умеют попросить, не могут договориться, демонстративно независимы и полагаются только на себя, живут с ощущением дефицитарности: «Здесь каждый за себя… на всех не хватит». Они полагаются на себя, на свои таланты и интеллект, никому не доверяют. Если им что-то нужно, они должны добиваться этого сами. «Если что-то должно быть сделано хорошо, значит, придется это делать самому!»

    Сыновья: Умеют строить взаимозависимые отношения; альтруистичны. Их взаимозависимость позволяет им быть открытыми к другим людям. Способны строить партнерские отношения, быть чуткими к эмоциям и чувствам других людей как к собственным.

    3. Защищенность

    Сироты: Чувствуют себя незащищенными, но, как правило, довольно умело скрывают свою незащищенность. Зачастую они отчаянно пытаются поступать правильно и делать достаточно, чтобы выглядеть в газах других людей состоявшимися и успешными. По этой причине они редко переживают внутренний мир и покой. Для сироты жизнь часто наполнена неуверенностью и страхом довериться, страхом быть покинутым.

    Сыновья: Спокойны и уверены, двигаются по жизни с доверием, легко отпускают уходящее и потерявшее для них актуальное значение. В случае неэтичного поведения других людей по отношению к ним, они выходят из деструктивных отношений и не терзаются обидами, поскольку они доверяют жизни.

    4. Баланс «по закону» или «по любви»

    Сироты: Живут пристрастием ко всему правильному, порой используя правила и законы в своекорыстных интересах. Сироты ценят правила выше отношений.

    Сыновья: Живут по закону любви, в отношениях и переговорах стремятся к результату «выигрыш-выигрыш». Сыновья этичны, не используют даже выгодную для себя ситуацию в эгоистических интересах.

    5. Потребность в одобрении

    Сироты: Склонны добиваться похвалы, одобрения и принятия со стороны других людей. Но эти фальшивые привязанности их не удовлетворяют, а скорее страхуют их от страха неудачи и отвержения.

    Сыновья: Не подвержены влиянию такого смятения и страха, потому что они ощущают свою ценность и принятость в мире благодаря любви своих родителей. Им не нужно искать одобрения, статусов и желания быть признанными и знаменитыми, всё это приходит к ним естественным образом.

    6. Мотив, стоящий за следованием общественной морали.

    Сироты: Если и стараются быть нравственными, то делают это из желания быть лучше других, в конечном итоге, из желания превосходства.

    Сыновья: Свободны от желания быть лучше других, у них внутренняя референция, этичность в отношениях с людьми прописана у них во внутреннем чувстве. Они свободны от навязываемой обществом морали долга, обязанности и страха, при этом на них можно опираться в договоренностях и обязательствах. Если они дают кому-то слово, то делают это взвешенно, как обязательство самому себе.

    7. Восприятие себя

    Сироты: Обычно сравнивая себя с другими, чувствуют себя отверженными и думают, что им не повезло. Другие кажутся им более успешными и любимыми, «везунчиками», которым «все само в руки плывет».

    Сыновья: Чувствуют себя одобренными и принятыми, потому что они знают, насколько они ценны и драгоценны для своих родителей. Вне зависимости от того, что они делают или как много раз они ошибаются, они знают, что родители Отец их любят, несмотря на поступки.

    8. Источник утешения

    Сироты: Ищут утешения в душевных привязанностях, удовольствиях, исполнении своих желаний, эскапизме (бегстве от реальности), занятости, бурной активности и т.п., веря в то, что чем больше они имеют или делают, тем счастливее они будут.

    Сыновья: Находят истинное утешение в естественных и повседневных жизненных удовольствиях, не гонятся за сверхприбылями и сверхпопулярностью, умеют отдыхать, имеют собственные увлечения, свободны от трендов и брендов.

    9. Отношение к равным себе

    Сироты: воспринимают других людей, как соперников, конкурируя с ними и завидуя успеху и положению других. Они считают, что должны сражаться и драться за каждое преимущество и предмет желания. Сироты не могут по-настоящему радоваться успеху и продвижению других. Они боятся, что если они не на вершине, их не будут ценить или уважать, они чего-то лишатся или что-то недополучат.

    Сыновья: отношения к равным себе строят на уважительности и единстве, они почитают и ценят других, искренне радуются их успехам. Чувствуют себя защищенными, осознавая кем они являются, и, таким образом, не испытывают потребности бояться успеха других.

    10. Восприятие власти

    Сироты: Боятся власти и воспринимают ее как источник боли и по этой причине с подозрением относятся к любой власти, кроме своей собственной. Они подозрительны в отношении мотивов людей, находящихся во власти, неважно, дома или на работе. Воспринимают подчинение миссии другого человека как позволение этому человеку использовать себя.

    Сыны: Уважают и почитают людей у власти, однако не идеализируют их и могут аргументированно противостоять им, если это касается его законных прав и нарушения прав других людей. Ориентированы видеть возможности, исходящие от власти и готовы занять позицию власти, если это может положительно повлиять на жизнь других людей.

    11. Отношение к конфликтным ситуациям и ошибкам других

    Сироты: будучи сфокусированы на себе, обычно переходят к обвинениям и обличениям ошибок других людей, в то же время отрицая или пытаясь скрыть собственные ошибки. В попытке выглядеть хорошо они пытаются сделать так, чтобы другие выглядели плохо. Они имеют склонность возвышать себя путем унижения других и разрушения взаимоотношений с помощью контроля, критики, собственничества или недостатка уважения и почтения.

    Сыновья: Ориентированы на строительство взаимоотношений. Они, порой, покрывают ошибки других, в надежде на то, что доброта послужит им на пользу.

    12. Отношение к своим ошибкам

    Сироты: Совершив ошибку или нарушение этических правил, они стараются успокоить свою совесть через оправдание этого сложившимися обстоятельствами и поступками других людей. Они с трудом принимают прощение и долго не могут простить себя.

    Сыны: Умеют признавать свои ошибки и извиняться в них. Легко принимают прощение и могут простить себя. Не боятся снова ошибиться, но получают опыт и способность избегать подобных ошибок в дальнейшем.

    13. Восприятие замечаний

    Сироты: Болезненно реагируют на замечания, даже на изложенные в корректной форме, потому что им сложно признать, что они были неправы. В их собственном представлении они должны быть правы, поэтому, когда они сталкиваются с замечаниями, то они воспринимают это как личное оскорбление и отвержение. Чтобы оправдать свои выводы, они фокусируются на ошибках других, обвиняют других людей в стиле «сам такой», пытаются защищать и оправдывать себя, становятся негативно настроенными и обвиняющими.

    Сыны: Принимают замечания и критику как ценную работу другого человека на собственный результат, как обратную связь. Даже несмотря на то, что сначала замечание может задеть их, они распознают в нем ценное зерно и возможность для роста.

    14. Переживание любви и особых духовных состояний

    Сироты: Редко ощущают особые духовные переживания. Их сердца закрыты для близких отношений. Сироты часто сомневаются, действительно ли существует то, что недоказуемо законами биологии, физики или химии.

    Сыновья: Могут наслаждаться переживанием присутствия, открыты духовному поиску и обладают способностью понимания себя и своих состояний.

    15. Понимание и выражение любви

    Сироты: Осторожны и условны в выражении любви. Они боятся проявлять свои чувства, показывать собственную уязвимость. Из-за того их сердца закрыты для любви, они не знают ни как отдавать безусловную любовь, ни как принимать ее. Для сироты любовь основывается на вопросе: «Что ты можешь сделать для меня, если хочешь быть любимым мною?» Сирота удовлетворяется в любви, только когда что-то получает для себя.

    Сыновья: Их любовь открыта, прозрачна и нежна. Они порой готовы отказаться от своих планов, чтобы восполнить нужды других. Для сына любовь выражается в вопросе: «Что я могу сделать для тебя?» Для сына любовь — это осознанное и естественное отношение, он оказывает поддержку даже тогда, когда не особо хочется это делать, просто потому что другой человек в этом нуждается. Сын удовлетворен в любви, являя ее вне зависимости от того, будут ему благодарны за неё или нет.

    16. Состояние души и духа

    Сироты: Находятся в состоянии рабства. Они рабы страха, своего недоверия, своей независимости и самонадеянности, но более всего, своего одиночества.

    Сыны: живут в состоянии свободы. Восполненные родителями резервуары любви освободили их от страха, стыда, отверженности, вины и постоянной потребности самоутверждаться. Они свободны не только принимать любовь, но также отдавать ее в изобилии, не испытывая недостатка.

    17. Положение

    Сироты: Проживают жизнь так, будто у них нет дома. Их дух беспокоен, потому что они вдали от безопасной гавани и не знают, как туда вернуться. Ничто не удовлетворяет, ничто не кажется постоянным, нигде не чувствуют себя дома.

    Сыны: живут в отцовском доме, пребывают в покое и мире в безопасной гавани любви своего отца. Вне этой гавани море может бушевать, и ветер может дуть, но внутри все спокойно в объятиях любящего папы.

    18. Цели

    Сироты: Горят в пламени собственных амбиций. Они настойчиво желают добиться успеха, достижений и готовы сражаться за это. Они хотят, чтобы их воспринимали и считали успешными и зрелыми.

    Сыны: Не самоутверждаются, не борются за положение, авторитет или престиж, он приходит к ним естественным образом, как следствие их успешной деятельности.

    Социальные проблемы человека с духом сиротства проявляются в том, что они не могут уважительно общаться со старшими, более зрелыми людьми: или чувствуют себя недостойным их внимания, и, в самом деле, чувствуют себя ребенком, или же строят панибратские отношения "наравных", что, в конечном итоге, приводит к их непринятию и отвержению. То есть, сирота не терпит нахождения в отношениях, требующих уважительности младшего к старшему.

    Нередко "уход в духовность", и наоборот, предельно циничный атеизм, бывает связан с непринятием собственных родителей. Сбалансированный в отношениях с родителями человек, спокойнен в своем духовном и мировоззренческом поиске, у него отсутствует агрессивное желание "всех обратить в свою веру" (доказав тем самым то, что "я, в который раз, оказался правее их").

    Вот ещё один его характерный признак, высказывание: «Бог – лучший отец для меня, чем мой родной отец». Таким образом, человек ставит идею Бога выше, чем волю Бога, выраженную через реального отца, которого отвергает. Сироте трудно смириться с тем, что в мире есть старшие, которых нужно чтить. Почтение старших для имеющих сиротский дух – унижение, а для сынов и дочерей, – честь, дарующая благословение и чувство защищенности.

    При этом, человек с духом сиротства может восхищаться жесткой отцовской фигурой в лице начальника или правителя-тирана. Добрый и любящий начальник для таковых – повод пренебрегать им, считать его слабаком, надмеваться, иногда доказывать ему свое превосходство в силе, после чего – демонстративно игнорировать. Нужен отец-тиран, который непременно защитит «нас» от «них», от тех, которые – наши враги и хотят нам зла. И мы тогда покажем «им», кто круче и сильнее. А если реальных врагов не будет, мы их назначим и победим. Спекулируя на этой психологической особенности людей, идеологи строят свои мировоззренческие системы, спекулируя на теме обделенности людей и ложно понимаемом патриотизме.

    Подавление, угроза запрета, жизнь под страхом наказания – вот естественная среда для психологического сироты; восхищение беспредельной жестокостью и наглостью тирана; злорадство от того, что «их» (тех, кто находится в явном противостоянии) должны «наказать, и построже», необходимость ощущения прессигна и давления, сочетаемого с хитростью нарушения и обхождения всех законов, с одновременным требованием их ужесточения. Шизофрения, правда? Но очень узнаваемо.

    И если в стране приходит к власти более мягкий правитель, народ, одержимый духом сироства, скинет его, ради более жесткого. И если новый правитель не будет регулярно, своими практическими действиями, подпитывать миф о своей жесткости, скинут и его. Сироты создают тиранов, которые наводят порядок и не щадят этих самых сирот, в конечном итоге. Такова жестокая действительность. Остается только наблюдать и констатировать ее как факт.

    – Какие существуют реальные возможности распознать и преодолеть дух сиротства в себе самом, имея четкое осознание проблемы, принимая ее наличие. Очень мешает жить.

    – Освободиться человека от сиротского духа, без осознанного выбора самого человека, невозможно. Это будет временно и неэффективно. Однако глубинно они не считают, что их проблема внутри них. Они видят себя жертвой, и что они страдают по вине других. Помочь этим людям сложно, потому что даже запрашивая помощь, они, на самом деле, ищут сочувствия своим ранам и порицания обидчиков. Сиротский дух – следствие искаженного взгляда на окружающий мир.

    Сиротский дух легко узнаваем по фразам:

    - Все против меня.

    - Никому нет дела до моих проблем.

    - Меня никто не любит.

    - У меня в жизни все не так.

    - Мне никогда не везло.

    - Мама меня любила меньше, чем…

    Дух сиротства это дух отсутствия (в душе ребенка фигуры доброго и сильного отца, прообраза фигуры Бога), его невозможно задавить, победить или изгнать. Но дух сыновства приходит на его место, заполняет болезненную и создающую боль пустоту, если:

    * Налажены отношения человека с собственным отцом, папа чтим и уважаем Вами, есть осознание и принятие того, что папа сделал всё правильно: Вы – здесь. Если же папа и мама расстались – это их отношения, и Вас это не касается. Налаживание отношений становится возможным, прежде всего через выход на доверительное и уважительное общение с собственным отцом, на разговор с живым интересом к его детству, к вопросам о его отношениях с его родителями, и, впоследствии на поддержание искренних отношения с отцом, с почтительным вопрошанием его мнения по тем или иным вопросам.

    * Или же (если личный контакт или восстановление отношений с папой невозможны), если Вы встретите авторитетного человека, непременно мужчину: мастер, тренер, священник, который смог бы олицетворять отцовскую фигуру, и человек смог искренне, от сердца, попросить его о старшинстве: "у меня не было отца, я прошу тебя, будь моим старшим, будь мне как отец". «Дух сиротства» не позволит такой просьбе быть озвученной, но если осознанным усилием Вы преодолеете этот барьер и удержитесь в этом взаимодействии, считайте, что Вы от него свободны.

    Сказанное в этой главе в равной степени касается и мужчин, и женщин.

    Фрагмент новой книги игумена Евмения «Жемчужинки детско-родительских отношений»
    Для приобретения книги напишите ему в личное сообщение ВКонтакте или в Facebook

  • Лучшие технологии изменения жизни. Посмотреть...
  • Тэги: психология влияние родителей родитель и подросток консультации психолога онлайн

    Оцените статью:
    10

    0|+10