В статье «Что такое творчество?» мы попробовали разобраться с природой его происхождения. Сегодня я предлагаю посмотреть на эту тему с другого ракурса.

Для того чтобы обрести внутреннюю свободу и вспомнить ощущение творческого полета предлагаю немного разобраться в себе. И сделать это в несколько этапов.

1.Приручи от животного в себе.

Человек является одним из элементов живого мира нашей планеты. И конечно в нас присутствует еще много животных инстинктов. Это нормально. Но вот вопрос: кто нами управляет? Инстинкты или человеческий разум?

Представьте себе в деталях человека доисторической эпохи. И поставьте рядом человека современного.

Первая реакция - мы очень и очень далеки друг от друга в своём развитии. Конечно, если касаться материального мира, разница в уровне развития человека неоспорима. Но мы не будем касаться этой стороны вопроса.

Давайте обратимся к духовному развитию.

Для доисторического человека на первом месте стоял вопрос выживания. Задумайтесь, а как часто у вас возникают страхи за собственную жизнь? На вашей двери стоит глазок? А может быть даже камера видеослежения? Вы задумывались о приобретении индивидуальных средств защиты, например газового баллончика или даже оружия? Насколько вы чувствуете себя в безопасности? В чем ограничивает вашу жизнь этот страх? И следующий вопрос: насколько далеко вы ушли от первобытного человека в этом направлении? Вы способны подчинить себе этот страх?

Следующий инстинкт: инстинкт продолжения рода. Доисторический мужчина был вынужден вступать в половой контакт с как можно большим количеством самок, дабы род продолжался. Ведь уровень смертности был очень высок.

А теперь задумайтесь, как часто вы вступаете в половые отношения? А как часто вы думаете о сексе или о партнере? Для вас самоцель сам процесс сексуальных отношений и получение чувственного удовольствия или за этим стоят высокие цели продолжения рода?

Конечно, можно поспорить о том, что цели вступления в отношения с противоположным полом у доисторического человека и нашего современника разные. У нас чаще всего на первом месте стоит чувственное удовольствие. Но суть от этого не меняется. Также как и наши пращуры, мы отдаемся во власть этому инстинкту, практически не задумываясь.

Третий инстинкт - забота о потомстве. Попробуйте посчитать, сколько времени в течение дня вы думаете о своих детях? О том, как создать им оптимальные условия для жизни, учебы... О том, как правильно их воспитать?

В данном случае речь не идет о том, что мы должны абсолютно не думать о детях. Нет. Это, безусловно, важная составляющая часть жизни человека и одна из его главных задач. Вопрос в степени эмоциональной привязанности. В том насколько для вас это важно? Сколько времени вы этому уделяете? И является ли для вас материальное благополучие и обеспеченность детей основным смыслом жизни, забором для собственного развития? Как часто мы слышим или говорим сами: «Я на тебя всю жизнь положил(а)!» Так может дать и себе, и ребенку больше свободы и права выбора?

Четвертая сторона - отношения в группе. Насколько мы знаем, древние люди не были особо нежными к себе подобным. Их сопровождала борьба за власть, за лучший кусок еды, жилье, лучшего партнера. Выжить в группе нужно было любой ценой. И чем агрессивнее вел себя человек, тем большее количество людей признавало его власть. Слабый подвергался нападению не только со стороны врагов, но и со стороны сородичей. Он был слабым звеном группы, обузой, поэтому либо погибал первым, либо изгонялся из сообщества.

А теперь присмотритесь к своим взаимоотношениям на работе, среди друзей, случайных знакомых, в семье. Так ли далеко вы ушли от предков? Большая часть современной психологии направлена на воспитание лидерства, по сути, на борьбе за власть, на усвоение техник манипуляции, достижения собственных целей.

А как мы воспитываем наших детей? «Ты должен быть сильным!» «Не будь слабаком!» «Ты должен много учиться, поступить в престижный ВУЗ, чтобы быть успешным!» А задавали ли вы вопрос своему ребенку: «А есть ли в вашем классе (группе) кто-нибудь, кто нуждается в помощи и поддержке?» Воспитываете ли вы в своих детях милосердие и терпимость к чужим ошибкам и слабостям? А как у вас самих обстоят дела с этим?

И последний пункт в нашем сравнении древнего и современного человека - осознанность.

Древние люди жили инстинктами. Они предполагали наличие некоей высшей силы, которую нужно задабривать, дабы не вызвать гнев. Эта высшая сила была далекой и неясной. Большая же часть жизни проходила во власти инстинктов. При этом наши предки были очень чуткими к природе, животным, окружающей среде. Они могли читать их как открытую книгу.

Подумайте и ответьте себе на несколько вопросов.

  1. Как часто вы действительно осознаете свои действия?
  2. Как часто вы задаете себе вопрос: «Зачем мне это?»
  3. Как часто вы делаете в жизни то, что вам действительно хочется, а не то, что от вас ожидают окружающие, то к чему вас обязывает чувство долга?
  4. Признаете ли вы наличие Высшего Разума в той или иной форме?
  5. В каких отношениях вы с окружающим вас миром, природой? Что они для вас: среда обитания или живая субстанция со своими законами, душой?

А теперь давайте посмотрим на всю ситуацию целиком и подумаем: А так ли далеко мы ушли от древних людей с их животными инстинктами? А может мы даже в чём-то деградировали?

Надеюсь, что после этих размышлений вам стало более понятен процесс «приручения» животного в себе.

2 этап: отказ от принадлежности к семье, роду, группе.

Заголовок звучит как призыв к революции. Но не торопитесь с выводами. Речь не идет о том, что человек должен бросать семью и уходить в "одиночное плавание".

Мы будем рассматривать наши личные привязанности как ограничение творчества.

Рождаясь, ребенок попадает в семью. В каждой семье существуют свои традиции, правила поведения, общения друг с другом. И ребенок воспринимает их как единственно правильные. Затем он попадает в социум: группу детского сада, школьный класс, затем ВУЗ, работа... И везде свои нормы поведения, правила общения, стиль одежды и прочее. Постепенно человек превращается в некоего живого робота, живущего "как все", одевающегося в стиле своего окружения, использующего определенный словарный запас и т.д.

Жить в соответствии с требованиями окружающих комфортно и выгодно. А вот высказывать свое мнение, даже если оно идет в разрез с установленными нормами - невыгодно. Подобные действия могут привести к конфликту, лишению материальных благ, привилегий, работы, изгнанию из сообщества.

И вот мы смиряемся. Ведь все так живут. Если нам что-то не нравится, мы бурчим внутри себя или на кухне с родными, но в конечном итоге подчиняемся. Это и есть зависимость от принадлежности к группе. Именно от таких зависимостей и необходимо избавляться.

Мы должны научиться быть сами с собою, перестать прятаться за масками, играть театральные роли. Пытаясь только выглядеть «хорошим человеком», нельзя стать таковым. Мы должны научиться жить, как дышать - также свободно. Естественно при этом не отменяются уважение к окружающим, к их праву быть собой. Не отменяется и соблюдение десяти Божественных заповедей.

Понаблюдайте за собой, своим поведением и честно ответьте себе на несколько вопросов.

  1. Как часто вы "переступаете через себя"?
  2. Где и в каких ситуациях это происходит чаще всего?
  3. Почему вы это делаете? В чем ваша выгода?
  4. Или это страх? Тогда чего вы боитесь?
  5. Что мешает вам быть самими собою?
  6. Как может измениться ваша жизнь, если вы начнете избавляться от своих ограничений?
  7. И последнее. Когда вы начнете от них избавляться?

3 этап: отказ от принадлежности к профессии.

  • Давайте рассмотрим процесс выбора профессии человеком.
  • В детстве ребенок начинает проявлять некоторые способности в большей степени, нежели остальные. Обычно родители начинают прикладывать усилия для того, чтобы развивать именно эти наклонности.
  • Ребенок хорошо рисует - отдадим в художественную школу, хорошо поет - в музыкальную, склонность к технике - в компьютерный класс.
  • Сама по себе подобная реакция родителей ничего плохого не представляет. Таланты нужно развивать. Но существует тонкая грань между развитием талантов ребенка во имя его будущего и желанием иметь талантливого ребенка ради собственного тщеславия или реализации личных несбывшихся мечтаний.
  • Помимо этого, все остальные виды творческой деятельности выпадают из вида. У ребенка на них просто не хватает времени. Таким образом, мы своими руками начинаем его ограничивать.
  • Затем родители с ребенком, а некоторые за ребенка, начинают выбирать ВУЗ или другое профессиональное образовательное заведение. По какому принципу? Предпочтение отдается тому заведению, куда проще или больше шансов поступить. Либо туда, где можно получить престижную, востребованную профессию, гарантирующую хорошее положение в обществе и приличную зарплату.
  • Получив профессию, человек поступает на работу по выбранному профилю. И даже если он меняет работодателей, профессия остается неизменной.
  • Поступая на новую работу, мы с головой в нее погружаемся, стараясь выполнять поручения с максимальной отдачей, дабы продемонстрировать свои профессиональные качества и получить хорошее материальное вознаграждение в виде зарплаты, высокой должности и пр.
  • Мы отдаем много сил и времени для совершенствования своего мастерства в избранной области.
  • Если к этому времени добавить еще и семейные заботы, то понятно, что на другие занятия у нас чаще всего не хватает времени. Максимум на вечер у телевизора или вечеринки с друзьями.
  • По сути, мы сами себя загоняем в коридор избранной профессии и двигаемся строго по нему. Это дает нам возможность добиться максимальной материальной выгоды при минимальных затратах.
  • И если вдруг человеку, в силу непреодолимых обстоятельств, приходится кардинально менять род своей деятельности, то это приносит страдания, стрессы, депрессии, потерю уверенности в себе и т.д.
  • Развиваясь, человек должен уходить от этой системы самоограничения и стремиться к универсальности.
  • В истории немало примеров людей, имеющих универсальные знания. Например: Леонардо да Винчи. Он был гениальным математиком, инженером, художником, обладал богатыми знаниями во многих других отраслях культуры и науки.
  • К такой универсальности в некоторой степени была приближена система образования аристократии. Молодым людям преподавались различные науки, музыка, живопись, иностранные языки, этикет и пр. Классическая советская школа также к этому стремилась.
  • Освобождение от профессиональных рамок является немаловажным этапом пробуждения творчества.

А теперь традиционные вопросы.

1.Какими видами творчества вы занимались в детстве?

2.Почему именно на них пал выбор?

3.Чей это был выбор? Ваш или родителей?

4.Как вы выбирали профессию? Чем был обусловлен ваш выбор?

5.Вы меняли кардинально род своих занятий?

6.Если да, то чем это было вызвано? Вспомните свои ощущения, эмоции. Какими они были?

7.А если нет, тогда что вас останавливало?

8.Насколько сейчас вы готовы резко изменить свою профессию? Приведите аргументы "за" и "против".

9.Честно себе признайтесь: насколько широк ваш профессиональный коридор?

Разбудите свое уснувшее творчество, выпустите его на свободу! Чаще вспоминайте ощущения полета независимо от профессии и статуса. Как знать, может впереди вас ждут великие открытия?


Тэги: творчество

Оцените статью:
12

-2|+14